ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
Учителям-логопедам и родителям
детей, посещающих коррекционные занятия, хорошо известно, насколько труден и
длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Однообразное
повторение слогов, слов, словосочетаний, чистоговорок надоедает ребенку,
вызывает нежелание заниматься. Очень важно сохранить его интерес. Только
положительная мотивация будет способствовать эффективности коррекционной
работы.
Предлагаем ряд игр, которые
успешно используются для автоматизации звуков и сохранению интереса ребенка к
занятиям.
«ПРЯТКИ»
Для этой игры понадобятся от 6 до
10 предметов, в названии которых автоматизируемый звук находится в начале, в
середине, в конце слова.
Предметы разложить на столе и
предложить ребенку постараться их запомнить. Накройте стол тканью. Задача
ребенка – вспомнить и назвать все предметы, которые «спрятались» от него,
обращая внимание на автоматизируемый звук.
«ПО ПОРЯДКУ СТАНОВИСЬ!»
Для этой игры понадобятся до 10
предметов (число можно увеличить). Взрослый ставит предметы друг за другом.
Ребенок проговаривает: «Первая – книжка, второй – медвежонок, третья – ручка и
т.д.» Затем взрослый предлагает ребенку отвернуться и меняет порядок предметов.
Задача дошкольника – восстановить порядок предметов, обращая внимание на
автоматизируемый звук.
«ИЩЕМ ЗВУК ВО ВСЕМ ВОКРУГ»
Взрослый и ребенок по очереди
называют предметы с автоматизируемым звуком. Взрослый иногда «ошибается», тем
самым развивая у ребенка внимание, способность к анализу и языковое чутье.
Опубликовано
24 .02.25.
Игры
для развития звуковой культуры речи у детей раннего возраста.
Игры и упражнения на произнесение звука А
Длительно тяните звук А, укачивая на руках
куклу (рот должен быть широко открыт).
Выполните упражнение «Пальчики
здороваются» (все пальцы правой руки, начиная с указательного, по очереди
касаются большого пальца этой же руки) с одновременным произнесением звука А
при каждом соприкосновении. Если ребенок не может выполнять упражнение
самостоятельно, сами соединяйте его пальчики.
Разучите звукоподражания: аф-аф (собака,
ква-ква (лягушка).
Поиграйте в ладушки, проговаривая потешку
и одновременно выполняя движения руками. Звук А произносите четко и громко.
Ой, ладушки, ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили (поверните руки ладонями
вверх,
Остывать заставили (подуйте на ладони).
Игры и упражнения на произнесение звука У
Длительно тяните звук У, вытянув губы
трубочкой.
Разучите звукоподражания: му-му (корова,
ду-ду (дудочка, уа-уа (малыш плачет, ку-ка-ре-ку (петушок поет).
Выполните упражнение «Пальчики
здороваются» с одновременным произнесением звука У.
Поиграйте с ребенком в игру «Поезд» со
словами: Едет, едет паровоз: «Ту-ту-у-у!» Он вагончики повез: «Ту-ту-у-у!» Если
ребенок еще не говорит, пусть он произносит за вами только звукоподражание.
Поиграйте с ребенком в игру «Эхо».
Произносите «Ау» сначала громко, а потом тихо.
Игры и упражнения на произнесение звука И
Длительно пропевайте звук И (губы в
улыбке).
Выполните упражнение «Пальчики
здороваются» с одновременным произнесением звука И.
Разучите звукоподражания: и-го-го
(лошадка, пи-пи (мышка).
Поиграйте с ребенком в игру «Шофер» (дайте
ребенку «руль»): В машине, в машине Шофер сидит. Машина, машина Идет, гудит:
«Би-би!»
Стимулируйте ребенка произносить не только
звукоподражание, но и договаривать вместе с вами повторяющиеся в стихотворении
слова.
Игры и упражнения на произнесение звука О
Длительно тяните звук О (губы округлены и
чуть выдвинуты вперед).
Поиграйте с ребенком в игру «У куклы Оли
заболели зубы»: приложив ладони к щекам и покачивая головой из стороны в
сторону, жалобно пойте: «О-о-о!»
Выполните упражнение «Пальчики
здороваются» с одновременным произнесением звука О.
Разучите звукоподражания: ко-ко (курочка,
но-но (поскакали на лошадке).
Расскажите вместе с ребенком стихотворение:
Бом-бом, бом-бом!
Загорелся кошкин дом!
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом.
Опубликовано 28.11.24.
РОЛЬ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ В
ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
О том, что движения пальцев
тесно связано с речью было известно давно. Традиционно для многих народов
было играть с маленькими, еще не говорящими детьми сопровождая слова песни или
стишка игрой с пальчиками ребенка. Отсюда родились всем известные игры:
«Ладушки», «Сорока-ворона», «Гуленьки», «Коза рогатая» и другие. Все ученые, изучающие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее
влияние функций руки на формирование речи.
Работу с детьми можно
разделить на три этапа: изолированно упражнения с пальчиками, соединение
движений пальцев с звуком-словом-предложением, практическая работа с
предметами.
В качестве примеров
изолированных упражнений с пальчиками можно привести следующие упражнения:
-Домик – соединить
подушечки пальцев обеих рук, а ладони развести под углом, большие пальцы плотно
прижаты к указательным;
-Деревья – пальцы рук
широко развести в стороны;
-Гнездо – пальцы левой
руки полусогнуты, большой палец соединить с указательным и средним, пальцами
правой руки обвить левую руку так, чтобы указательный палец лег на
указательный, а большой палец на большой;
-Лучики- скрепить пальцы
и расставить их;
-Коза - мизинец и
указательный выдвинуты вперед, остальные согнуть;
Далее - например, «Деревья» - ши-ши-ши,
«Коза» - ме-ме-ме, «Гнездо» - пи-пи-пи.
Затем движения пальцев соединяют со
словами. Каждому пальцу свое слово.
Параллельно идет
практическая работа с предметами, а именно дети учатся владеть мячом – ударять
об пол, ловить его в руки, подбрасывать вверх и ловить.
Подобного рода
упражнения помогают деткам снять напряжение, способствуют более быстрой
социализации и развивают коммуникативные навыки.
Опубликовано
07.11.24.
Рекомендации для
родителей
Существуют
понятия «буква» и «звук».
Звук – мы слышим и произносим.
Буквы мы видим, пишем и читаем.
Звуки бывают гласными и
согласными.
Гласные звуки можно петь голосом,
при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды.
Согласные звуки - звуки, которые
нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает
преграду.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы -
соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают
два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на
схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают
глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых
складок, детям мы объясняем, что когда произносим
глухой звук, голос спит, а при
произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на
горлышко или закрыть уши руками).
На схеме
звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й,
Л, М, Н, Р.
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф,
Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими
и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш,
Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на
схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Опубликовано 18.09.24.
Зачем
играть в звуковые игры
Многие родители думают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это не всегда так. Чтобы писать грамотно, ребенку нужно представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков, а звуки в слове располагаются в определенной последовательности. При обучении чтению нужно наоборот уметь соединять звуки в одно целое. Например, при соединении звука [м] и звука [а] получается слог ма. Постепенно эти действия становятся автоматизированными, то есть ребенок выполняет их не задумываясь. Для успешного обучения грамоте ребенок также должен научиться различать звуки речи на слух. Это необходимо для того, чтобы различать слова, даже похожие по звучанию: например, слова люк и лук. Если эти процессы нарушаются, у детей возникают сложности при обучении грамоте. На письме могут появиться такие ошибки, как: замены и пропуски букв, слияние слов на письме, пропуски и перестановки слогов. При чтении встречаются замены звуков, побуквенное чтение, непонимание ребенком прочитанного. Чтобы этого избежать, нужно с ребенком играть в звуковые игры. Большинство таких игр них не требует специальной подготовки, их можно использовать и на кухне.
«Хлопай, не зевай» - Я называю звуки, а ты
хлопай в ладоши, если услышишь звук [р] («поймай» его): а, д, р, б, л, р , у, и
л, с, р, ш. Я называю слоги, а ты хлопай в ладоши, если услышишь звук [р]: са,
ал, жи, ра, ор, мы, эд, эр. Я называю слова, а ты хлопай в ладоши, если услышите
звук [р]: пружина, кипяток, лодка, шапка, подделка, армия, рука, простыня.
Опубликовано 11.09.24.
«Упражнения для развития речевого дыхания»
Качество
речи, ее громкость во многом зависят от речевого дыхания малыша. Источником
образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через
гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание
создает условия для нормального звукообразования, поддержания нормальной
громкости речи, сохранения плавности речи и выразительности.
Правильное
дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Вопросы воспитания
и формирования правильного речевого дыхания актуальны, важны в дошкольном
возрасте. Дети, имеющие различные отклонения в развитии (задержку речевого
развития, общее недоразвитие речи, задержку психического развития и др.) часто
находятся в психологическом зажиме, в стрессовых ситуациях, связанных с
неуспешностью в освоении программы.
Проверить
правильность развития речевого дыхания можно с помощью пения. Длительность
пения на одном выдохе в секундах соответствует количеству полных лет. Поэтому:
-
в 2 года малыш должен тянуть один звук в течение 2 секунд или пропеть подряд
два
разных гласных звука;
-
в 3 года может петь один звук в течение 3 секунд или подряд 3 разных звука и соответственно
т. д.
Правила плавного
ротового выдоха
1.
Стоять прямо.
2.
Не поднимать плечи при выдохе.
3.
Дуть на одном выдохе, не добирая воздух.
4.
Слегка выдвигать губы вперед.
5.
Дуть не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Опубликовано 20.08.24.
Игры со звуками
«Поймай звук» Взрослый произносит
слоги, а ребѐнок хлопает в ладоши, когда услышит слог с заданным звуком.
«Хлопни, если услышишь в слове
звук [А]»
Выделяем звук голосом, «нажимаем» на
него. Начинать надо с гласных звуков, затем переходить к согласным.
«Путешествие по комнате»
1вариант игры - Побеждает тот, кто найдѐт
больше предметов, обозначаемых словами с определѐнным звуком.
2 вариант игры - У каждого
играющего по 4 фишки определенного цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с
оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит
все свои фишки. В конце игры – проверка.
Взрослому можно иногда специально
допустить ошибку, чтобы ребѐнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом,
вслушиваясь в него.
«Узнай звук»
Послушать текст и назвать, какой звук
чаще всего встречается в нем.
Тут мышка. У мышки мышата. Мышка
шумит.
«Определи позицию звука в слове»
Взрослый называет слова, ребѐнок
определяет, где находится звук в слове (в начале, середине, в конце).
«Найди место картинке»
Различаем твѐрдый и мягкий согласные
звуки. Взрослый называет слово, ребѐнок определяет «твѐрдость» или «мягкость»
звука. После того, как ребѐнок научился слышать, определять место звуков в
слове, мы переходим к проведению звукового анализа слов. Этот вид анализа тоже
выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой
звук первый, какой идѐт за ним и т.д.
Опубликовано 29.07.2024.
Игра «Волшебные звуки»
Игра «Волшебные звуки» способствует развитию слухового внимания и обучению
звуко-буквенному анализу. Взрослый договаривается с детьми о том, что какие-то
два звука, например, «а» и «д», они будут считать волшебными. Если дети услышать звук «а», они должны взять себя за
ухо. Если услышат звук «д» — за нос. После этого взрослый рассказывает историю, в
которой встречаются эти звуки, или просто произносит ряд слов, а ребята слушают
и выполняют нужные действия. Кто ошибается, выходит из игры. Можно спеть вместе
с детьми известную песню, соблюдая правила игры.
Опубликовано 20.05.4.
Когда возникнет потребность в речи?
Не секрет, что
сейчас дети в среднем начинают говорить позже, чем их родители. Ухудшающаяся
экология, участившиеся случаи сложных родов приводят к тому, что задержки
развития становятся массовым явлением. И очень большая роль в преодолении этих
трудностей отводится родителям. И тут вступает правило
— не навредить. Не навредить — значит помочь.
В раннем детском возрасте с ребенком нужно
обязательно общаться. Вместе читать, учить стихи и потешки, заниматься
пальчиковой гимнастикой, собирать в лесу шишки, гербарии, разбирать коробку с
пуговицами, перебирать макароны, просеивать гречку — делать все то, что
проделывали с нами бабушки и дедушки. В сторону отодвинуть игрушки — придвинуть
ближе живой, реальный мир. Эти методы не устарели, и вся индустрия игрушек не
нашла им альтернативной полезной замены.
С ребенком
обязательно нужно играть. Игра — необходимая стадия и непременное условие
правильного развития ребенка. Ролевые, сюжетные, предметные игры не только
удовлетворяют его главные потребности, но и являются предпосылкой к зарождению
и развитию различных видов деятельности. И самое позднее в три года ребенка
нужно отпустить. Не бросить, не отвернуться, не лишить поддержки, а именно отпустить
познавать мир. Чтобы, охраняя свои собственные границы, он смог вступать в
коммуникацию с окружающими. Не через родителей — сам. Тогда у него возникнет потребность в речи.
Коррекционная работа с детьми-дизартриками.
Заниматься необходимо
начинать в младшем дошкольном возрасте, создавая тем самым условия для
полноценного развития более сложных сторон речевой деятельности и оптимальной
социальной адаптации. Большое значение имеет также сочетание логопедических
мероприятий с лечебными, преодоление отклонений в общей моторике.
На первом
этапе используется метод -пассивной гимнастики. В этот период начинают
устранять слюнотечение. Ребёнка просят производить жевательные движения со
слегка откинутой назад головой.
Следующий этап -активная гимнастика артикуляционного
аппарата. Примерные виды упражнений:
1.
для нижней
челюсти –открывание и закрывание рта.
2.
для выработки
движений губ.
3.
упражнения,
направленные на развитие подвижности языка.
одновременно осуществляют развитие речевого дыхания и
голоса.
Как формировать звуковую культуру речи.
Родители должны применять разнообразные приёмы,
непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей. Приёмом
является образец правильного произношения, утрированное (с
подчёркнутой дикцией) произношение или интонирование звука. В младшем возрасте
часто используется образное называние звука или звукосочетания (ззз-песенка
комара). Активным приёмом являются совместное и индивидуальные повторения.
Другой приём-индивидуальная мотивировка задания (Мне кажется, песенка хорошо
получится у тебя) В случае ошибочных ответов возможны приёмы, как совместная
(сопряжённая) речь ребёнка и взрослого, а также отражённая речь. Не слишком
часто использовать приёмы, как оценка ответа или действия и исправление.
Уместны и наглядные приёмы - показ артикуляционных движений, демонстрация
игрушки или картинки (Жук - жжж).
Подготовим
ребенка к школе
Направленная подготовка к школе уже хорошо говорящего
ребенка начинается в 4,5 - 5 лет. В
этом возрасте ребенок становится
обучаемым, и вы можете помочь ему начать слышать отдельные звуки. Как правило,
легче всего ребенок начинает выделять в речи гласные звуки А, О, У, которые
произносятся всеми детьми правильно, и легко напеваемы в различных мелодиях.
Четкое попеременное произнесение этих гласных является и хороший
артикуляционной гимнастикой для мышц губ; ребенок впервые почувствует, осознает
упругие движения своих губ.
Затем можно перейти к произнесению таких звуков, как
М-П-Б, Н-Д-Т. Первая группа звуков
закрепляет силу мышц губ, вторая – мышцы кончика языка. Далее произносятся
свистящие и шипящие звуки. Все это надо делать во время игры, так чтобы ребенок
охотно повторял за вами эти звуки, чтобы он находил в тетради соответствующие
им буквы, написанные цветными карандашами. Тогда же желательно укрепить мышцы
губ и языка такими видами упражнений, как кучерское «тпру», для вибрации губ,
или цоканье языком, подражая цокоту лошадки, для укрепления мышц языка.
Ребенка надо научить делить слово на слоги при помощи
хлопков в ладоши, познакомить с понятиями «звук», «слог», «слово», «гласный
звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук» и.т.д.
Опубликовано
15.11.23
Формирование звуковой культуры речи
В подготовительной к школе группе работа по
формированию звуковой культуры речи предполагает закрепление навыков
правильного и отчётливого произношения всех звуков родного языка (изолированных,
в словах, фразовой речи), развитие фонематического восприятия, голосового
аппарата, совершенствование интонационной выразительности речи, отработку
речевого дыхания.
Опубликовано 18.10.2023
Формирование звуковой
культуры речи
На третьем году жизни у ребёнка более подвижными становятся нижняя челюсть,
мышцы языка и губ. Поэтому данный возраст благоприятен для формирования
звуковой культуры речи.
Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков, и простых по
артикуляции согласных ( м п б в ф ) Отчётливое их произношение готовит
артикуляционный аппарат к произношению более сложных звуков, таких как с з.
Этапы
отработки произношения звука.
-проговаривание изолированного звука
-произнесение несложных звукосочетаний (му-у)
-отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой (открытый
слог(ма-ма) односложные слова (мак)
-закрепление произношения звука во фразовой речи.
Правильное произношение звуков,
слов, фраз обеспечивается и хорошо поставленным речевым дыханием. Для выработки
плавного и продолжительного выдоха детям даётся задание подуть на какой-нибудь
предмет ( ватку, султанчик…) протяжно спеть гласные звуки.
Во второй младшей группе
продолжается работа по различению и правильному произнесению звуков, отработке
речевого дыхания, темпа речи, силы и высоты голоса. Отрабатывается произношение
всех звуков родного языка, за исключением шипящих (ж ш ч щ) и сонорных ( р л)
Работа проводится поэтапно
Например: согласные звуки произносятся в таком порядке
-Губно-губные (м б п )
-Губно-зубные (в ф )
-Переднеязычные (н д т )
-Заднеязычные (к г х )
Последовательность
работы как и в 1. мл. группе.
В средней группе занятия начинаются с показа и объяснения артикуляции
звука: взрослый фиксирует внимание детей на положение губ, языка и др. Дети
выполняют упражнения по показу, сопровождаемому пояснением ( вытяните губы,
прижмите кончик языка к верхним зубами т. д. )
Работа делится на этапы:
-многократное произношение изолированного звука, при котором отрабатывается
речевое дыхание (длительность и сила выдоха )
-проговаривание слогов, в которых отрабатываемый звук то мягкий, то твёрдый
( ро-ре )
-звук в словах и фразовой речи (чистоговорки, стихотворения, подвижные
дидактические игры, игры-инсценировки)
Цы-цы-цы-едим огурцы.
Педагог произносит чистоговорку, и дети повторяют. Затем первую часть
проговаривает кто-нибудь из детей, а вторую все остальные.
При обучении дети овладевают
умением выделять в слове, фразе, четверостишии знакомый звук, слегка выделяемый
взрослым. Планируются задания « Повтори слово так, чтобы отчётливо прозвучал
нужный звук» « Найди картинку, в названии которой встречается тот или иной
звук» Подбирать наглядный материал так, чтобы звук находился в начале (в середине,
конце) слова (сова, оса, ус), произносится твёрдо и мягко (зонт, зебра)
Опубликовано 25.09.2023.
Оптическая дислексия и дисграфия
(зрительная по другой терминологии) обусловлена неустойчивостью зрительных
впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение
на буквы – буквенный гнозис. Буква отличается от любого другого рисунка прежде
всего своей условностью, она никак не связана по смыслу с тем звуком, который
обозначает. В истории человечества буквы приобрели такое большое значение, что
в мозге, в его левом полушарии, выделилась специальная область, отвечающая за
букву. Нарушение буквенного гнозиса, пространственных представлений проявляется
в трудностях усвоения букв, их заменах и искажениях
на письме и при чтении. Смешиваются и взаимозаменяются похожие по рисунку буквы
(З - Э, Р - Ь), буквы, отличающиеся дополнительными элементами (Л - Д, З - В),
буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве
элементов (Н – П – И, Т – Г). Дети, которым трудно запомнить букву зрительно,
могут перевернуть букву, пропустить или добавить лишний крючок. К оптическим дисграфиям
относятся и зеркальные перевороты букв. Зеркальное письмо чаще встречается у
левшей, которые могут прочитать, написать и скопировать букву, цифру или слово
равновероятно в любом направлении.
Опубликовано 14.08.2023.
Основные причины нарушения звукопризношения:
· Недостаточное развитие движений
органов артикуляционного аппарата;
·
Недостаточность сформированности речевого или
фонематического
слуха (воспроизведение и дифференцирование
звуков);
·
У большинства детей звук - при
широко распластанном
языке, при этом выдох производится через рот по средней линии
языка.
Неправильное положение языка приводит к искажению
произношения звуков.
·
Трудно дается
произношение 2-х, 3-х стоящих подряд
согласных звуков. Звуки выпадают, переставляются.
Например, «тол»
(стол), «мачик»
(мальчик), «мнемножко» (немножко).
Консультация "Это надо знать"
Опубликовано 24.04.2023.
Консультация
«Автоматизация
звуков»
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо.
Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков.В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.
Общие положения.
Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации
поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его
изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном
повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил».
Автоматизация
звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному
и проводится в строгой последовательности.
Этапы автоматизации поставленных звуков в
речи.
• автоматизация
звука в слогах;
• автоматизация
звука в словах (в начале слова, середине, конце);
• автоматизация
звука в предложениях;
• автоматизация
звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
• автоматизация
звука в коротких, а затем длинных рассказах;
• автоматизация
звука в разговорной речи.
К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Работа над
звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это
выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени
и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних
заданий.
Неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений. Например, нарушения плавности речи, когда ребенок нерационально использует выдох воздуха и вынужден добирать его в середине фразы и даже слова, проглатывание окончаний и т. д. Из-за неправильного речевого выдоха может происходить позднее или неправильное освоение некоторых звуков. Так у некоторых детей даже старшего дошкольного возраста может отсутствовать звук [р] или сформироваться его горловое произношение лишь потому, что ребенок не может произвести целенаправленный достаточно сильный и продолжительный выдох, который необходим для вибрации кончика языка при произнесении этого звука.
Для формирования правильного речевого выдоха уже с детьми раннего возраста нужно проводить подготовительную работу ‒ учить их производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи, вдох и плавно, бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточно сильный выдох. Ежедневно можно выполнять с детьми различные дыхательные упражнения и игры, которые можно подобрать из предложенных ниже, в зависимости от уровня и качества развития их речевого дыхания. Время выполнения этих упражнений от 3 до 6 минут, в зависимости от возраста.
Примерные игры на формирование сильного целенаправленного
выдоха:
- предложить ребёнку
подуть на тонкие бумажные полоски, ватку, легкие шарики, бумажные и картонные
фигурки, плавающие в тазике фигурки и т.п. Цель: как можно дольше удержать
полоску (ватку и т. д.) в отклоненном состоянии, а плавающую фигурку отогнать к
противоположному концу тазика. Также игры «Снегопад», «Парашют», «Футбол»,
«Шторм в стакане», «Конфетти».
- игра
на детских духовых музыкальных инструментах;
-пускание мыльных пузырей, надувание воздушных шариков;
-упражнение «Фасолевые гонки». Понадобятся трубочки для коктейля, фасоль и
коробка. Внутри коробки размечены дорожки для «бегунов» (фасоли). Малыш дует на
фасолинки. Побеждает, кто быстрее «доведёт» своего «бегуна» до финиша.
- игры типа «Загнать мяч в ворота» - вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик – «мячик», загоняя его в «ворота», например, между двумя кубиками. Следить, чтобы шарик загонялся на одном выдохе и щеки не надувались.
Опубликовано 16.09.2022.
Постановка звуков.
ДОЛГО СТАВИТЬ ЗВУК –
ЭТО НОРМАЛЬНО? Что можно сказать о сроках постановки. Работа над звуками всегда
индивидуальна. Но есть определяющие моменты. Сейчас мы говорим о ребенке, у
которого есть речь, о ребенке у которого сохранна психика.
ПЕРВЫЙ МОМЕНТ: У вашего
ребенка ДИЗАРТРИЯ. Сложный дефект. Долгая, не всегда успешная постановка
звуков. Откаты назад в периоды длинных выходных или на каникулах. Дизартрия –
это нарушения ОРГАНИЧЕСКОГО характера, то есть такой тип, на который нельзя
повлиять быстро. Во многом коррекция зависит от компенсаторных возможностей
организма ребенка. То есть коррекция звуков может продлиться и год, и два, при
грубом нарушении – всю жизнь.
ВТОРОЙ МОМЕНТ: У
вашего ребенка нарушено звукопроизношение, нет органических поражений. Возможные
заключения: ДИСЛАЛИЯ, ОНР, ФФН. Исследования ученых утверждают, что новая
ПРИВЫЧКА у человека вырабатывается в течение 60 дней. Мы должны изменить у
ребенка привычку говорить неправильно. Если мы говорим о 60 уроков логопеда,
без участия родителей в процессе коррекции, при условии занятий - 2 раза в
неделю, процесс займет почти 8 месяцев, то есть учебный год. Если мы говорим о
60 днях, в которых будет каждодневный труд родителей совместно с логопедом –
это 2 - 3 месяца коррекционной работы. И не надо ждать от логопеда волшебства.
Вложенные усилия родителей никогда не заменят усилий учителя. Речь ребенка –
это всегда отражение речи РОДИТЕЛЕЙ.
Опубликовано 19.08.2022.
Причины
нарушений звукопроизношения.
В
настоящее время в дошкольных учреждениях в группах общеразвивающей направленности
наблюдается резкое увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом
развитии, особенно заметен рост числа детей с недостатками звукопроизношения.
Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. В период
обучения грамоте правильное, четкое звукопроизношение имеет большое значение,
так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи
могут привести и к нарушениям письменной речи (чтения и письма).
Основными
причинами нарушений звукопроизношения, в предотвращении которых большую роль
могут сыграть воспитатели и родители, являются:
1.
Недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не выделяет и не
различает звуки, не устанавливает звуковую структуру слова.
2.
Недоразвитие артикуляционной моторики. Это недостаточное развитие мышц губ и
языка, их вялость, недостаточная амплитуда, координация движений и т. д.
3.
Слабый, укороченный выдох.
Неправильная
речь окружающих. Такой же негативный эффект для ребенка раннего возраста может
дать постоянно включенный телевизор или радиоприемник.
Любое
нарушение легче предупредить, чем исправить. Поэтому для формирования
правильного звукопроизношения воспитателям и родителям необходимо проводить
работу с детьми в комплексе сразу по нескольким направлениям:
1.
Организация правильной речевой среды.
2.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.
3.
Развитие речевого дыхания.
4.
Развитие артикуляционной моторики.
Поэтому
крайне важно увеличить количество игр при реализации раздела программ ДОУ по
звуковой культуре речи и в первую очередь игр по развитию фонематического
восприятия, артикуляционной моторики и речевого выдоха. Необходимо так же более
широкое использование этих игр не только на речевых занятиях, но и на других
занятиях и в первую очередь в режимных моментах.
Навыки
правильного, чёткого произношения и употребления звука в речи и умения выделить
его в слове вырабатывается не сразу. Чем меньше возраст, тем меньше навыков у
ребёнка, тем проще должен быть материал и длительнее его отработка.
Таблица,
в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и
согласных звуков.
Время
появления звуков (в
годах) |
1-2 года |
2-3 года |
3-5 лет |
5-6 лет |
Звуки |
А
О Э П Б М |
И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й |
С З Ц Ш Ж Ч Щ |
Л Р |
В зависимости от появления звуков и ведётся отработка произношения звуков.
Во 2-ой младшей группе отрабатываются наиболее простые по артикуляции звуки (а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в).У детей развивают умение правильно, длительно произносить звук, и выделять голосом звук в слове, говорить в среднем темпе фразу с этим звуком.
К
четырём годам дети уже имеют
определённые навыки произношения отдельных звуков, умеют слышать их в слове.
Поэтому в средней группе после звуков (т,
д, н, к, г, х, ы) отрабатываются более сложные по артикуляции звуки (с, с', з, з', ц).
В старшей группе отрабатываются звуки, которые позже появляются в речи детей (ш, ж, ч, щ, л, л', р, р', j). После того, как ребёнок усвоил произношение всех звуков, подводим его к новому этапу: овладению фонематической системой языка, усвоению основных различительных признаков (твёрдость – мягкость, звонкость – глухость и т.д.). Эта работа осуществляется в подготовительной к школе группе. Детей 6 – 7 лет учат дифференцировать звуки. Берут те группы звуков, которые дети часто смешивают в своей речи. Это свистящие и шипящие, звонкие и глухие, сонорные, твердые и мягкие согласные звуки.
📌«5
ПРАВИЛ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
☝Известный факт, что интеллектуальное
развитие ребенка напрямую зависит от его речи. Чем раньше и чище ребенок начнет
произносить звуки и слова, складывать слова во фразы и предложения, тем активнее
будут развиваться его мозг и интеллектуальные способности. Развивать речь
ребенка нужно с самого младенчества. Как это делать?
Общайтесь
с пеленок! Разговаривайте со своим
ребенком так часто, как можете, с самых первых дней его жизни. Пойте песни,
комментируйте словами свои и его действия.
Общаясь
с ребенком, не сюсюкайте с ним! Даже если он совсем кроха. Я имею в виду
коверканье слов, этакое подражание речи малышей.
Отучайте
от неправильных слов, даже если они смешные… Поправляйте ребенка, если он
неправильно произносит слова, делайте это аккуратно.
Выполняйте
увлекательные упражнения для речевого аппарата! Пока ребенок совсем маленький,
научите его передавать звуки, которые произносят разные животные и птицы:
му-у-у, кар, кря-кря, гав-гав и так далее. Эти короткие слоги разнообразны и
богаты на мимику и фонетику.
Учите звуки и буквы до школы! Научиться четкому произношению звуков и букв ребенку нужно до школы. Это важно, потому что в школе дети начинают изучать фонетику — науку о звуках. А изучать звуки просто невозможно, если эти звуки произносятся неправильно. Если звуки все-таки никак сами не встают, то лучше обратиться к логопеду, он обязательно поможет. И тогда вместо слова «рыба» ваш ребенок не ответит «селёдка»!
Опубликовано 18.05.2
Комментариев нет:
Отправить комментарий