Простые игровые приёмы
массажа, стимулирующие работу органов речевого аппарата ребенка.
1. «Нарисуем усы». С помощью указательных
и средних пальцев «рисуем» усы, выполняя движения от середины верхней губы к
уголкам рта.
2. «Весёлый смайлик». Двигаем пальцами от
средней точки нижней губы к уголкам рта, а потом – по направлению к скулам.
3. «Грустный смайлик». Выполняем
движения двумя пальцами от середины к уголкам верхней губы, и дальше – до углов
нижней челюсти.
4. «Клюв». Указательным и средним
пальцами собираем верхнюю губку в «клювик», затем то же делаем с нижней губой.
5. «Бородка». Тыльной поверхностью ладоней
поглаживаем от центра подбородка к ушкам.
6. «Три дорожки». Двигаемся пальцами к
ушам: сначала – от центральной точки нижней губы, затем – от центра верхней
губы, и потом – от крыльев носа.
7. «Рисуем кружки». Выполняем круговые
движения подушечками пальцев по щёчкам.
8. «Греем щёчки». Выполняем растирающие
движения кончиками пальцев по щекам в разные стороны.
9. «Паровозик». Сжимаем ладони в кулаки,
приставляем их к щекам, производим круговые движения, смещая щёчные мышцы
сначала по часовой стрелке, а затем – в противоположном направлении. Можно
сопровождать массажные движения ритмичными звуками: «Чух-чух».
Опубликовано 04.04.25.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных
органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в
речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе
органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи -
это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает
массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами,
челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет).
Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют
роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и
дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны
сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция
связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных,
мимических. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых
звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и
патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов
артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого
неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого
звука той или иной группы.
Опубликовано 24.10.24.
Как проводить артикуляционные упражнения
Для
того чтобы артикуляционные упражнения принесли пользу, нужно соблюдать
следующие условия:
Регулярность.
Артикуляционная
гимнастика — это системный процесс. Навык закрепится только при условии
ежедневного повторения упражнения. Два занятия от трех до пяти минут
будет достаточно для одного дня.
Для одного захода хватит
двух-трех упражнений, каждое из которых нужно повторять пять-шесть
раз.
Правильная техника.
Артикуляционную гимнастику
дети выполняют перед зеркалом, чтобы видеть, что делает язык, как правильно
складывать губы. Необходимо контролировать качество выполнения упражнений. Это
тот случай, когда количество не равно качество. Лучше сделать меньше
повторений, но с правильной техникой. Некоторые упражнения
не будут получаться сразу — это нормально. Если быть терпеливым
и спокойным, в скором времени все получится.
Верное положение тела.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя,
так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело
не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Задействуются только необходимые для работы мышцы. Шейно-плечевой отдел
остается свободным и расслабленным.
Постепенность.
Нагрузка
на артикуляционный аппарат увеличивается последовательно. В начале
занятий упражнения всегда выполняются медленно.
Опубликовано
23.04.24.
Артикуляционная гимнастика для малышей
Опубликовано 26.0224..
Консультация ⠀
«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»⠀
⠀ Все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. ⠀⠀Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:⠀
▪подготовить
артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков;⠀
▪быстрее
преодолеть речевые дефекты;⠀
▪привести тонус
мышц губ, щек и языка в норму.⠀
⠀Виды артикуляционных упражнений и правила их проведения дома:⠀
▪заниматься
следует ежедневно 7 – 10 минут;⠀
▪все упражнения
проводятся перед зеркалом;⠀
▪все упражнения
проводятся в виде игры;⠀
▪сначала
упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый
день прибавляем по одному новому упражнению;⠀
▪для каждой
группы звуков существуют свои артикуляционные комплексы.⠀
⠀Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.⠀
⠀▪Статические
упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу
щек, губ, языка. Например:⠀
• «заборчик»⠀
• «окошечко»
• «трубочка»⠀
• «чашечка»
• «блинчик»
• «иголочка»
• «горка»
• «парус»
Упражнение
должны удерживаться ребенком в течение 5 – 10 секунд, главное - уметь удержать
позу.⠀
⠀▪Динамические
упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ,
языка. Это такие упражнения, как:⠀
• «часики»
• «качели»
• «лошадка»
• «чистим зубки»⠀
• «вкусное
варенье»
• «барабанщик»⠀
• «худышки –
толстяки» и другие.⠀
Эти упражнения
тоже проводятся под счет.⠀
⠀В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными.⠀ В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку.
Опубликовано 20.03.23.
Сказка о «веселом язычке»
Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюсти. В этом случае помогают следующие упражнения. Вы рассказываете ребенку сказку о «веселом язычке», которому нельзя выходить из домика, но он балованный и все время ищет лазейку, чтобы выбраться на улицу, поэтому при широко открытом рте кончик языка все время упирается то в верхние, то в нижние зубы. Язык выходит из домика и его кончик старается достать то кончик носа, то подбородок. Язык при этом делают то широким, то узким. Можно предложить ребенку пощелкать языком. Чтобы губы стали более подвижными, можно предложить малышу имитировать плач грудного ребенка («уа»). Предложите ребенку поговорить ребенку по секрету, т.е. шепотом, поскольку при этом работа артикуляционного аппарата усиливается. И еще один совет, прежде чем перейти к отработке звуков.
Поставьте перед собой зеркало и произнесите, глядя в него, тот звук, который вы будете изучать с ребенком. Внимательно посмотрите и постарайтесь запомнить, какое положение заняли ваши губы, язык, зубы в момент произнесения звука. Необходимо и ребенка посадить перед зеркалом, чтобы он наглядно видел положение губ и языка при правильном звукопроизношении. Обычно перед зеркалом дети с большим удовольствием выполняют упражнения.
Опубликовано
14.02.2023.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика
и как ее делать?
·
Очень
часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда
нужны укрепляющие упражнения.
·
Иногда
ребенок не может поставить губы и язык в правильное положение, и звук
получается дефектным. Каждый нарушенный звук мы как бы раскладываем на
составляющие – артикуляционные позиции, а потом собираем из них чистый (правильный)
звук.
· Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них есть упражнения на переключения.
· Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребенку. Не всегда это легко и просто – уважайте труд ребенка и не забывайте хвалить.
·
Все
упражнения имеют названия. Помощь родителей заключатся только в повторении. Не
стесняйтесь спрашивать у логопеда, если что-то не понятно.
В
начале года упражнения артикуляционной гимнастики выполняют перед зеркалом.
Когда ребенок научился делать нужные движения, зеркало постепенно убирают.
Опубликовано 12.
01. 2023
Консультация для
родителей. «Наши дети - это наше продолжение».
Мы требуем от ребёнка чистой речи - а как говорим
сами, каково наше собственное звукопроизношение?
Мы останавливаем ребёнка словами «не тараторь» - а с
какой скоростью говорим сами?
Мы просим ребёнка
читать стишок у ёлки с выражением - а какую интонацию и логические ударения
слышит ребёнок от нас?
Мы хотим, чтобы
ребёнок говорил нам о своих желаниях - а как часто мы сами вслух произносим что
именно хотим?
Мы ждём от
ребёнка оценки своих эмоций - а как часто мы проговариваем, да хотя бы даже
себе самой, что именно я чувствую в ту или иную секунду?
Я рада, если сейчас мой пост даст Вам почву для размышлений.
Да, начинать надо с себя в любом случае. Всегда начинать с себя. А дальше -
порой это совсем не заметно - ребёнок становится таким, каким бы нам хотелось.
Или просто мы растём личностно и больше не требуем, чтобы кто-то соответствовал
нашим ожиданиям. Важно нам, взрослым, подавать пример своей собственной работой
над речью, чувствами, эмоциями.
Опубликовано 22.12.22.
Развитие артикуляционного аппарата
Одной из основных причин несовершенства звукопроизношения детей становится недоразвитие артикуляционной моторики. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата.
В младшем возрасте используют не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный профилактический комплекс упражнений. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, движения органов артикуляции уточнялись и совершенствовались. Продолжительность занятий составляет от 3 до 5 минут в зависимости от возраста.
Каждое упражнение проводиться в занимательной игровой форме и повторяется 5-10 раз (в зависимости от возраста). При отборе упражнений соблюдается определенная последовательность, от простых упражнений к более сложным. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении тело не напряжено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых движений (точность, плавность, нужный темп, координированный переход от одного движения к другому, симметричность по отношению к левой и правой стороне лица), иначе артикуляционная гимнастика не достигнет своей цели.
Артикуляционных упражнений очень много, много и литературы с их фотографиями или рисунками. Почти у каждого артикуляционного упражнения в зависимости от воображения авторов есть несколько вариантов их названий. Главное выбрать из всего этого многообразия 3 – 5 самых необходимых упражнений.
Опубликовано: 18.08.2022
Опубликовано: 15.03.2022
Комментариев нет:
Отправить комментарий