Как учить
стихотворение?
Вряд ли кто-то из педагогов и родителей не понимает, что
учить стихи с детьми надо. Это отлично развивает память, расширяет кругозор,
учит восприятию такого жанра, как поэзия и формирует культурный уровень
ребенка.
Одни дети лучше запоминают стихи на слух, другим
обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить
по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная
неподвижность.
Независимо от методов заучивания стихотворений, следует
соблюдать основные правила.
Первый
этап
Ребенку читают стихотворение выразительно, а затем
рассказывают о содержании и объясняют непонятные слова.
Содержание
стихотворения должно быть выбрано соответственно возрасту. Чем меньше
ребенок, тем больше глаголов-движений и меньше эпитетов-прилагательных должно
быть в тексте.
Второй
этап
С ребенком беседуют по содержанию стихотворения: например,
о том, кто главный герой, что произошло, кого встретил, что сказал, какой
герой. Всё это надо для того, чтобы у ребенка сложилась целостная картина
восприятия данного стихотворения.
Третий
этап
Дать ребенку такую установку: сейчас я буду читать, а ты
слушай внимательно и запоминай.
Каждое
новое стихотворение взрослый прочитывает 2-3 раза в медленном темпе.
После
этого отдельно читается каждая строчка стихотворения, а ребенок повторяет.
Четвертый
этап
Ребенок рассказывает с небольшой помощью взрослого.
«Расскажи
мне, что запомнил, а я буду тебе помогать» и подсказывать первое слово в
строке.
Пятый
этап
Через некоторое время или на следующий день повторить еще
раз стихотворение (прочитать и ребенок рассказывает) и очень эмоционально
выразить ребенку своё восхищение: «Боялся, а как выразительно рассказал!
Горжусь тобой!»
Опубликовано 10.02.25.
Игры на развитие
речи:
Время, проведенное на кухне, можно использовать для игр на развитие речи. Смотрим, что у нас есть – стул, стол, шкаф. Обобщаем, что это мебель. Такие же игры с фруктами, овощами. Говорим, для чего нужны предметы: стул, чтобы на нем сидеть и т.д. Называя какие-либо продукты, описывайте их: это лимон, он желтый, круглый, кислый. Перечислите все продукты, которые начинаются на букву «Л». Говорим о том, где растут овощи, фрукты. Перечисляем, что кладут в борщ, компот. Расскажите крохе, как делают хлеб (колоски пшеницы – мука – тесто – хлеб). Какие молочные продукты делают из молока. Придумывайте рифмы к разным продуктам. Загадывайте загадки про продукты. Играйте в описания: оно круглое, красное, сочное, растет на дереве, начинается на букву «Я». Игры с целью развития грамматического строя речи:
«Приготовим сок».
«Из яблок сок
(какой) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)». А потом
наоборот: апельсиновый сок из чего?».
«Один - много».
«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров) »
Опубликовано 16.01.25.
Советы
для родителям
Советы родителям
замкнутых детей: Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает,
как общаться. - расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые
места и знакомьте с новыми людьми; - подчеркивайте преимущества и полезность
общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также
какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком; - стремитесь
сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека; - если вы
заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым
и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.
Отдельную группу детей составляют дети с
синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания –
неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение
определенного отрезка времени, а гиперактивность – чрезмерная активность,
слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений
многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита
внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект: изменение
поведения взрослого и его отношения к ребенку: - проявляется достаточно
твердости и последовательности в воспитании; - контролируйте поведение ребенка,
не навязывая ему жестких правил; - не давайте ребенку категорических указаний,
избегайте слов «нет», «нельзя»; - стройте взаимоотношения с ребенком на
взаимопонимании и доверии - реагируйте на действия ребенка неожиданным способом
(шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате
одного и т. д. ); - повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за
проступок; - выслушайте то, что хочет сказать ребенок.
Опубликовано 19.12.24
«Речь родителей – образец для
ребёнка»
Любой
родитель хочет видеть своего ребенка успешным и уверенным в себе. Немаловажную
роль для достижения этой цели играет красивая, правильная речь. Не имеет
значения, кем в будущем станет ваш ребенок. Четкая, грамотная речь пригодится в
любой сфере деятельности. Очень большое значение для развития речи ребенка
имеет речевая среда, в которой он растет.
Ребенок
подражает речи взрослых, с которыми он чаще всего общается. По этой причине
родители, бабушки и дедушки должны постараться, чтобы их речь была образцом для
малыша.
Ошибки, которые допускают некоторые
родители, общаясь с детьми:
·
Есть такие родители - «молчуны», которые из-за своих индивидуальных
особенностей совсем мало разговаривают между собой, почти не общаются с другими
людьми. Как следствие, речь детей в таких семьях запаздывает в своем развитии. Из
этого нужно сделать вывод, что с ребенком и в его присутствии нужно
разговаривать обязательно. С самых первых дней его жизни необходимо разговаривать
с ребенком. Речь должна быть эмоциональной, ласковой, сопровождаться улыбкой.
·
Часто мы наблюдаем родителей, которые, не имея речевых недостатков,
говорят быстро, невыразительно, нечетко проговаривают окончания. Таким же
образом они разговаривают с ребенком, отвечают на заданные ребенком вопросы. В
этой ситуации ребенок также лишен полноценного образца для подражания. Чтобы
ребенок не перенял от вас подобную манеру речи, старайтесь в его
присутствии говорить неторопливо, четко, проговаривая окончания слов.
· Довольно часто взрослые,
умиляясь и подражая детской речи, начинают «сюсюкать» с детьми, т.е.
воспроизводят все недочеты детской речи. Это также является одним из видов
неблагоприятного воздействия на речь ребенка. Последствия такого поведения со
стороны взрослых будут негативными: у малыша будет отсутствовать стимул для
совершенствования своей речи.
Опубликовано 14.11.24.
Советы родителям для развития речи дошкольника:
- Развивайте мышление ребенка. Тем самым вы будете
способствовать развитию словаря.
- Активно знакомьте ребенка с новыми предметами,
явлениями, их признаками и действиями. Организуйте исследовательскую
деятельность дошкольника: изучение цвета, формы, величины, вкуса, запаха,
возможностей движения предмета, качеств предмета на ощупь и др.
- Следите за тем, чтобы ребенок воспринимал только
положительные образцы речи родителей, даже тогда, когда сам он не
участвует в разговоре.
- Обязательно сопровождайте любые действия с
ребенком речью, называя предметы, их признаки, объясняя явления,
переспрашивая ребенка, например: «покажи, где здесь синее колечко?», «кто
это?», «какая эта машина?», или «какого цвета платье у куклы?»
Игра для обогащения словарного запаса дошкольника
Игра «Группировка слов»
Ребенку предлагается выбрать «лишнее»
слово в ряду предъявленных. Рассматриваются слова разных частей речи.
·
Существительные:
Кружка, шапка, стакан, тарелка;
Малина, рябина, банан, смородина.
·
Прилагательные:
Круглый, шершавый, квадратный, овальный.
Тонкий, маленький, толстый.
·
Глаголы:
Перескочил, перепрыгнул, перебежал, выпил.
Зашел, вышел, подошел, залетел.
Опубликовано 10.10.24.
Дефицит общения – проблема развития речи детей
Современные родители в быстроменяющемся современном
информационном мире, просто не находят времени для своих детей. Родители
озабочены обеспечить детей всем необходимым, удовлетворить их физиологические жизненно-важные
потребности, забывая о такой важной потребности, как общение.
Дефицит общения – проблема развития речи детей.
От того, насколько ребёнок чётко и красиво говорит, умеет
ли выразить свои мысли, зависит его успешность в дальнейшей жизни, в учебной и
профессиональной деятельности.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия,
чтобы он испытывал удовлетворение от общения со всеми членами семьи, получал от
них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился
правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова,
интересно рассказывать.
Не стоит забывать, что речь дети усваивают на
подражательном уровне, поэтому взрослым необходимо следить за своей речью, быть
для ребёнка примером (исключить из речи жаргонные словечки, не сюсюкать,
правильно и чётко говорить).
Очень важным этапом в развитии речи является переход от
диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь – это
простая форма речи, которая состоит из обмена высказываниями, для которых
характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения. При этом особую
роль играют мимика, жесты, интонации, которые могут изменять значение слова. Не
имея навыков общения, дети испытывают трудности даже в этой простой форме речи.
Необходимо развивать у детей умение строить диалог – спросить, ответить,
объяснить, попросить, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в
соответствии с ситуацией. Для этого рекомендуется проводить с детьми беседы на
самые различные темы, связанные с жизнью в семье, в детском саду, о его
отношениях с друзьями и со взрослыми, о его интересах, желаниях. Именно в
диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в
зависимости от контекста.
Монологическая речь более сложная и в большей степени
произвольная. Говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать
для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе
высказывание. Монологическая речь – это организованный и относительно
развернутый вид речи. Владение связной монологической речью – одна из
центральных задач речевого развития детей.
Опубликовано 06.08.24.
Что составляет
понятие «интеллект».
Чтобы ребенок успешнее усваивал школьную программу, нужно
развивать и восприятие, и память, и внимание, и мышление, и воображение, и
речь, — все, что составляет понятие «интеллект».
Игра «Я вижу то, чего не видишь ты». Очень
простая и интересная игра, направленная на развитие внимания, наблюдательности,
реакции. Играть в нее можно как вдвоем, так и с большой группой детей. Ведущий (лучше,
если сначала им будет взрослый) говорит: «Я
вижу то чего не видишь ты, и оно … (круглое, зеленое, красное, металлическое,
деревянное и т.д.)». другие участники игры должны угадать
предмет, который загадал ведущий. Этот предмет обязательно должен находиться в
поле зрения всех участников.
Игра «Сборы на дачу» развивает
память, внимание и речь. Ведущий предлагает собрать чемодан, чтобы ехать на
дачу, и говорит: «Я кладу в чемодан панаму, чтобы не
напекло голову». Следующий игрок повторяет слова ведущего и
называет предмет, который он сам возьмет с собой на дачу. Третий участник
повторяет то, что сказали предыдущие игроки, добавляет свое и т.д. по аналогии
можно организовать «Сборы на море», «Сборы
на Северный полюс». Все зависит от фантазии игроков.
Опубликовано 13.05.24.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДОМА
Предлагаем Вашему вниманию игры,
которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать,
отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть
интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них
можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из
детского сада, на прогулках.
Игры на активизацию словаря:
1. Игра «Кто или что может это делать?»
Взрослый
называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок
подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите
слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается,
летает, плавает,…
2. «Отгадай, что это»
Отгадывание обобщающего
слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится
предмет, называемый этим словом. Например:
Растут на грядке в огороде, используются в
пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и
сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
3. Игра «Что для чего»
Взрослый предлагает
вспомнить, где хранятся эти предметы.
хлеб – в хлебнице,
сахар – в сахарнице,
конфеты – в конфетнице,
мыло – в мыльнице,
перец - в перечнице,
салат – в салатнице, суп – в супнице,
соус - в соуснице и т. д.
Опубликовано 03.04.24.
Развитие речи у детей
Развитие речи
происходит путем регулярного общения и подражания. К сожалению, далеко не все
родители уделяют достаточное внимание общению со своими детьми из-за своей
занятости на работе или в силу непонимания необходимости регулярного общения с
ребенком.
Дефицит
общения приводит к различным речевым проблемам, которые приводят к сложностям
при обучении в общеобразовательном учреждении.
К таким проблемам относятся:
·
Примитивность
фраз;
·
скудный словарный
запас;
·
недостаточное
использование литературных слов и выражений;
·
проблемы при
пересказе прочитанного или услышанного;
·
недостаточно
эмоциональная окраска речи, неумение пользоваться интонацией;
·
проблемы с
дикцией.
Дидактические упражнения и игры – это
увлекательный и эффективный способ формирования грамотной и выразительной речи,
выработки четкого, эмоционального и интонационно верного произношения.
Дети, увлеченные процессом игры, не
замечают того, что они учатся, хотя они и сталкиваются с необходимостью решения
задач, которые поставляются в игровой форме. Решение этой задачи становится для
каждого ребенка важным условием личных достижений в игре и эмоциональной связи
с другими участниками.
При этом поводом для
речевого развития может быть любое явление природы или предмет. Можно вводить в
словарь не только сами названия предметов, но и их отдельные части («Что есть у
дерева?» - ствол, листья, кора и т.д.). При рассмотрении предмета можно
задавать ребенку различные вопросы: «Какого он цвета?», «Для чего он нужен?»,
«Из чего он сделан?». При таком подходе ребенок учится называть разные признаки
и характеристики предметов, что само собой способствует развитию его речи.
Опубликовано 04.03.24
«Плохо разговаривающий ребенок
– с чем это связано»? ⠀
Среди методов обследования
можно назвать следующие мероприятия. ⠀ Опрос
ребенка. Если он плохо говорит, нужна помощь группы врачей. Первая задача —
исключить органические патологии. Для этого нужна консультация отоларинголога.
ЛОР-врач выявляет патологии ушей (отиты), носоглотки и ротоглотки (аденоиды,
ангины). Исключает тугоухость. Если невозможно определиться с интенсивностью
слуха на месте, направляют ребенка к сурдологу. ⠀
Сурдолог проверяет проходимость слуховых путей, использует специальный аппарат,
строит график.
⠀ Затем
ребенка осматривает невролог. Проводит базовое исследование, проверяет
рефлексы. Назначает инструментальные методы диагностики. Например: дуплексное
сканирование сосудов головного мозга, чтобы оценить интенсивность кровотока в
церебральных структурах;⠀ * по
необходимости назначает ЭХО КГ, ЭКГ, также электроэнцефалографию, чтобы
отследить работу сердца (оно в ответе за питание мозга), активность головного
мозга.⠀ Если органических патологий
не найдено, ищут психические расстройства и проблемы.
В дело вступают клинические
психологи. Проводят серию тестов, адаптированных к возрасту ребенка. На
восприятие, представление, речь. Все то, что участвует в процессе говорения и
может быть нарушено. Как правило, в деле диагностики не обойтись без логопеда.
Его задача — исследовать речевой аппарат. А затем скорректировать нарушения и
научить пациента правильно говорить.⠀
Необходима и помощь психиатра. Его
задача в том, чтобы выявить возможные нарушения высшей нервной деятельности:
аутизм, олигофрения, прочие виды слабоумия. Все это по части психиатра.⠀ Если ребенок плохо
разговаривает в 5 лет, потребуется консультация всех специалистов. Поскольку
возможны комплексные нарушения.⠀ К
какому врачу обратиться еще? Нарушения речи и интеллекта встречаются при
эндокринных расстройствах. Потому не лишним будет проконсультироваться с
эндокринологом.⠀
Подготовка к школе
Ребенка надо научить делить слово на слоги при помощи
хлопков в ладоши, познакомить с понятиями «звук», «слог», «слово», «гласный
звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук» и.т.д.
Родители могут по-новому подойти к рассматриванию
ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и улавливать,
осмысливать окончания существительных и глаголов: «девочка поет, брат и сестра
поют» и определять, сколько слов во фразах. Ребенок к 6 годам начинает слышать
предлоги и обозначать их буквами при складывании легких фраз.
Особой подготовки к школе заслуживает
умение пересказать сказку или рассказ, рассказать содержание мультфильма с
обязательным умением употреблять имена героев. Причем желательно, чтобы ребенок
не размахивал при этом руками, а отвечал на поставленные вами вопросы.
Опубликовано 29.01.24.
Скоро в школу
При недостатках зрительно-пространственного восприятия
и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи в школе возможны такие
трудности, как:
• трудности
формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушение
соотношения элементов, путание сходных по конфигурации букв, цифр.
• плохое
запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп;
угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка
букв; затруднение понимания прочитанного.
• возможно
зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.
• плохое
выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг — овал,
квадрат — ромб — прямоугольник).
Вышеизложенное позволяет говорить о важности формирования зрительного
восприятия, необходимости специальной работы с детьми, имеющими низкие
показатели по изучаемому параметру, уже с 5 лет. Профилактика обязательна для
детей с речевыми нарушениями.
Игры дома с детьми
С целью развития зрительной памяти предлагаем
следующие игры:
1. Игра "Чего не стало? " На столе
раскладываются 5-6 игрушек. Дети должны запомнить их. Затем взрослый убирает
одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало.
2. Запомнить 4-5 картинок, а затем найти их среди
других 8-10.
3. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем
выбрать их среди других(8-10).
4. Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной
последовательности.
Формирование коммуникативных навыков у детей
Развитию
грамотной речи способствуют словесные игры. В игре нет схем и правильных
образцов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним,
фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребенку. К 4-м годам
у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное
желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, веселыми и
даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление
культуры речи и общения. Игра – это основной вид деятельности дошкольников.
Играя,
ребенок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную
речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма. Играя с
ребенком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Поощряйте его малейшие успехи
и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребенку сложным,
приведите несколько примеров его выполнения, или попросите выбрать верный
вариант из предложенных вами.
Предлагаем вашему вниманию словесную игру, которая
способствует активизации речевого развития детей.
«Объяснить
значение слов».
Зачем
нужна иголка? Бантики? Молоток? Коляска? Лестница?
Опубликовано
03.11.23
Причины речевых нарушений.
1. Различная внутриутробная патология.
Наиболее
грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода от 4 недель до 4
месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при
беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови
по резус-фактору и другое.
2. Родовая травма или асфиксия во время
родов, которые
приводят
к внутричерепным кровоизлияниям.
3. Различные заболевания в первые годы жизни
ребенка.
4. Травмы черепа, сопровождающиеся
сотрясением мозга.
5. Наследственные факторы.
6. Социально-бытовые условия
- неблагоприятные -
приводящие к микросоциальной педагогической запущенности и т.п.
Каждая из причин, а не редко и их сочетания, могут обусловить нарушения различных сторон речи.
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявятся только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживаются в дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.
Опубликовано 3.10.2023
Развиваем
речь
Игра «Закончи сказку»
Цель: учить придумывать
различные варианты окончания сказок.
Ход игры. Взрослый
рассказывает детям начало какой-либо сказочной истории или знакомой сказки до
того момента, пока не появятся все герои, и не возникнет проблемная ситуация.
Детям предлагается продолжить сказку, придумать новое окончание, схематично
изобразив его
Опубликовано 20.09.2023.
Как же готовить
ребенка к обучению в школе?
1. Прежде всего не переучивать детей-левшей с левой руки на правую, не травмировать ребенка. Прежде чем учить ребенка писать печатные буквы, желательно, чтобы он, подражая родителям, научился схематично рисовать солнышко, домик, человечка, елку, дерево, травку, машину с колесами и умел их распределить на листе бумаги. Затем необходимо научить ребенка заштриховывать цветными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из серии квадратиков и цепочки треугольников, а затем и кружочков, а также книжки-раскраски.
Ребенок учится
владеть разным направлением грифеля карандаша. Орнаменты должны быть крупными, не менее двух-трех
сантиметров в высоту и шести-семи - в длину. Первоначально «штрихи» ребенка
будут выходить за границы квадрата,
треугольника или круга, и ему надо показать, что начинать «работу» надо
не от центра фигуры, а от боковых линий к центру, постепенно расширяя или сужая
размах карандаша. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному
владению карандашом и облегчит в будущем
овладение написанием прописных букв.
2. Важно, чтобы родители следили за чистотой и четкостью
своего произношения, не сюсюкали, произнося вместо шипящих звуков и «р» -свистящие и «л», вместо твердых согласных -
мягкие.
Если вы
хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе, он должен с первых дней жизни слышать четкую, красивую
русскую речь.
3. Огромную роль в подготовке ребенка к школе играют детские настольные игры, начиная с лото по классификации различных предметов обихода, животных, транспорта, вплоть до более сложных игр, тоже типа лото по сказкам. Надо иметь в доме различные варианты лото для детей всех возрастов. Во время этих игр повышается активность ребенка, голос его становится уверенным, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.
Опубликовано 16.08.2023.
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Психологическое запугивание. Диагностика.
Скромная, с тихим голосом мама рассказывает специалисту, что четырехлетний
мальчик не говорит, заторможенный, стеснительный. В кабинет заходит папа,
начинается тестирование, ребенок пытается выполнить первое задание. «Ты что
глупый? Не понимаешь?» — реплика отца. Родители
не верят в своих детей.. Отец ребенка не только в него не верит, но и
утверждается за его счет. Делает это грубо. Ребенок, конечно, имеет право в 4
года многого не понимать, не уметь, не знать. Но при таком подходе он и не
захочет ничего ни понимать, ни оспаривать свои права. Его единственное желание
— забиться в угол и молча перетерпеть. Ключевое слово — «молча»,
так как, подав в такой ситуации голос, он только спровоцирует взрослого на еще
большую агрессию (которая самим родителем оценивается как проявление досады, не
более).
ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Гиперопека. Заходит мама с ребенком. Ребенок молчит. В помещении тепло и мальчик начинает стягивать шапку. «Жарко? — тревожится мама. – Стой, я тебе помогу. Хочешь пить? Конечно, хочешь. Не холодная? Холодная, дай разбавлю». Во время этого «диалога» взгляд (у обоих) падает на витрину с игрушками. «Чего тебе хочется, машинку?» Мальчик протягивает пальчик к машинке. Сам ли принял решение? Или привык признавать чужой выбор? «Возьми красную, ты же красный больше любишь (то ли вопрос, то ли утверждение на конце фразы)». Любовь этой мамы столь всеобъемлющая, что она понимает своего сына без слов. В этом и заключается ответ на вопрос «Почему ребенок не говорит?». Пример классической педагогической запущенности: ребенку слова не нужны, в них нет никакой надобности. Родители предугадывают желания малыша. Они не дают ему даже попытки самостоятельно ответить на вопрос. Но хуже того, что через какое-то время вопросы просто перестают возникать.
Развитие речи
детей среднего возраста.
Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей. Итак:
- ежегодно,
начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда;
- критически
относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых
отклонений от нормы обращайтесь к логопеду;
- не успокаивая
себя убеждением, что все само собой образуется;
- обязательно
проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к.
аденоиды существенно влияют на речь, и у ортодонта. Если ребенку показана
аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем.
Большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки.
Логопед, к
которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;
- посещайте с
ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без
выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками
невозможно будет добиться положительных результатов;
- через полгода
после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью
проверки надежности результатов;
- в случае
тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую
группу своевременно.
Не откладывайте
решение этого вопроса из года в год, слушая советы некомпетентных людей.
Воспитание правильной речи у детей
дошкольного возраста.
Если у вашего ребёнка проблемы с речью, у него плохое звукопроизношение, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа самого лучшего логопеда не дает хороших результатов, если вы дома не будете ежедневно заниматься с ребенком. Однако необходимо не только научить ребенка правильному звукопроизношению, но и узнавать и понимать те слова, которые он слышит, а также правильно употреблять их.
Формирование речи происходит, прежде всего в постоянном общении со взрослыми. Возвратившись из детского сада или с прогулки, обязательно вспомните, что вы видели, спросите у ребенка, что он делал в садике, с кем играл, какие были занятия. Если ребенку трудно рассказать, попробуйте задавать наводящие вопросы. Все дети любят рассматривать картинки в книгах, делайте это вместе с ними и обязательно просите их рассказать, что там изображено. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторов. Читайте их до тех пор, пока ребенок сможет их хорошо пересказывать. Но помните, что читать детям надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь, чтобы страшные слова лисы или волка «Я тебя съем» звучали, действительно, выразительно.
Считалки, потешки и
загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует
расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать
правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и
дифференцировать звуки.
Развиваем пальчики дома.
Научите ребенка:
·
самообслуживанию
(велькро, молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
·
собирать,
перебирать ягоды;
·
полоть
грядки;
·
выкладывать
рисунки из камней, шишек, спичек, круп;
·
играть
с глиной, мокрым песком;
·
играть
с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);
·
бросать
и ловить летающие тарелочки.
В дождливые дни
можно:
·
собирать
мозаики, конструкторы, пазлы;
·
перебирать
крупы;
·
играть
с пальчиками (народные игры типа «Сорока»)
·
раскрашивать
раскраски цветными карандашами;
·
складывать
простые игрушки из бумаги (оригами);
·
вышивать
(крупным крестиком);
·
завинчивать
гайки (игрушечные и настоящие);
·
плести
из бисера;
·
лепить
из пластилина, пластика, теста.
Опубликовано 23.
01. 2023.
Развитие речи малыша в 2 - 3 года.
Несовершенство произносительной стороны речи малыша в 2 - 3 года – закономерное явление.
В этом возрасте дети пока ещё произносят неправильно
большинство звуков, пропускают звуки при произнесении слов и отдельные слоги
при произнесении многосложных слов, смягчают согласные звуки.
Голос некоторых детей ещё тихий и слабый, даже простые
слова они произносят невнятно, и это тоже вариант нормы.
Слова в их предложениях часто не согласованы, фразы
построены неправильно.
Неумение формировать правильные грамматические формы –
это норма данного возраста.
Но! Если ребёнок в 2 года не говорит или говорит очень
мало, в основном используя отдельные вокализации, звукоподражания или лепетные
слова, не стоит СПОКОЙНО ждать внезапного скачка речевой активности.
Обязательно стоит показать ребенка 2-2.6 лет
специалисту, если:
-
малыш не обращается к взрослым, при
необходимости ограничивается жестами или мимикой;
-
ребенок общается на «своём» языке, ему не
важно, что его не понимают;
-
речь малыша отстаёт на несколько периодов
речевого развития, например, имеются только лепетные слова и звукоподражания;
-
ребёнок не может выполнить просьбу
взрослого, если она не сопровождается жестами;
-
у малыша не развита мелкая моторика, он
неловок, берёт мелкие предметы несколькими пальчиками, а не двумя;
-
речь была, а потом исчезла;
-
ребёнок называет одним лепетным словом
разные предметы.
Опубликовано 2.12.22.
Опубликовано 2.12.22«ИГРАЕМ СО СКАЗКОЙ» (игры с LEGO)
Цель: развивать диалогическую речь, творческие способности (умение придумывать
несколько вариантов окончания сказки, использовать разнообразные языковые
средства).
Ход
игры: для этой
игры можно использовать сказки Джанни Родари из цикла «Сказки, у которых 3
конца»: «Волшебный барабан», «Большая морковка», «Дудочник и автомобиль»,
«Хитрый Буратино» и другие. Познакомив детей со сказкой, взрослый обращает их
внимание на то, что сказка не окончена, но писатель придумал три разных финала,
для того чтобы дети смогли поиграть с этой сказкой. Предлагает послушать три
варианта концовки и выбрать тот, который больше понравится, или придумать свою
концовку и сделать к ней постройку из LEGO – конструктора. Каждый
ребёнок обыгрывает свою постройку и рассказывает конец сказки.
Опубликовано
07.11.22.
Развитие речи младших дошкольников.
Многих родителей интересует развитие
речи младших дошкольников. Сколько
слов должен произносить ребёнок в 2 года? Нормы речи у детей 2—3 лет: словарный
запас 2-летнего ребенка составляет примерно 200—300 слов, а уже через полгода
число слов достигает 1000—1200. Больше половины — это существительные, на
втором месте — глаголы.
К трем годам начинается активное
употребление прилагательных, местоимений, наречий, предлогов и союзов. Ребенок
способен конструировать простые предложения из 2—3 слов.
Малыш называет размер предмета (большой
— маленький), цвет, вкус (сладкий — соленый — кислый), форму (круг — квадрат),
качество (плохой — хороший). В речи появляются обобщающие слова. Например,
апельсин, яблоко, груша — это фрукты, туфли, тапочки, сапоги — обувь. Из речи
исчезают облегченные слова типа «би-би», «ту-ту». Малыш понимает обращение к
нему взрослого. Возможны неправильные употребления склонений, чисел и родов. К
трем годам их использование должно соответствовать языковой норме.
Дети в этом возрасте любят изобретать
собственные слова. Возможны замены букв, слоги в длинных словах меняются
местами или сокращаются. Например, лопатка — копатка, вазелин — мазелин и т.д.
Двухлетние дети испытывают трудности в произношении шипящих, заменяя их
свистящими звуками. Твердые звуки часто подменяются мягкими, и это нормально.
Некоторые дети к трем годам уже произносят большинство звуков, даже самые
сложные — л, р.
Занятия по формированию связной речи у
ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься
с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем
вам 13 способов запуска и развития речи ребенка
Нельзя строго выделить время начала
формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше,
кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.
Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша.
Опубликовано:
04.08.2022
Речевые игры дома.
Продолжи
Цель:
Развитие логического мышления, ассоциативных связей, активизация словаря.
Ход: Ведущий говорит пары слов, которые нужно
объединить по какому-либо признаку.
Например,
елка – родственница ежа, потому что...
Клубок
– родственник ежа, потому что…
Медведь
- родственник ежа, потому что…
Енот
- родственник ежа, потому что…
Песенка про посещение магазина
Цель: Обучение распознаванию начальных звуков в
словах.
Ход: Играющие
должны назвать три слова, которые начинаются с одного и того же звука (буквы).
Эта песня поется на мотив какой-нибудь песенки или просто скандируется: - Мы пошли по магазинам, мы пошли по
магазинам, и в витрине увидали…(например,
карандаш, коляску, картину; перец,
пирожное, пиццу; свечу, саблю, солдатика).
Давай искать на кухне слова
Цель: Развитие
речевых навыков, зрительного восприятия.
Ход: - Какие слова можно вынуть из борща? (мясо,
картофель, капуста и т.д.)
- Какие слова можно вынуть из кухонного шкафа?
(тарелки, кастрюли и т.д.)
- Какие
слова можно вынуть из микроволновой печи? (дверца, кнопки и т.д.)
Угощаю
Цель: Развитие
речевых навыков.
Ход: Давайте
вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Первый игрок называет «вкусное»
слово и «кладет» на ладошку следующему и так до тех пор, пока не «съедим» все
вкусные слова. Так же можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые, «горькие»
слова.
Перепутаница
Цель:
Формирование слоговой структуры слова,буквенного гнозиса.
Ход:
Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, как
перепутались. Помогите словам распутаться. Слова:
кос (сок), сила(лиса)и
др.
Опубликовано: 18.04.2022
Развиваем речь детей.
С целью развития
речи и зрительной памяти предлагаем следующие задания:
1. Запомнить 4-5 картинок на определённый звук, а затем
найти их среди других 8-10 и назвать.
2. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем
выбрать их среди других (8-10) и рассказать,
что помогло их запомнить.
3. Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной
последовательности и объяснить.
4. Игра "Чего не стало? "
На столе раскладываются 5-6 игрушек. Ребёнок должен
запомнить и описать их. Затем взрослый убирает одну, а малыш должен отгадать и
рассказать, какой игрушки не стало.
5. Игра "Что изменилось?" взрослый раскладывает 4-5 картинок и
предлагает детям запомнить их последовательность. Затем незаметно меняет
их расположение. Ребёнок должен рассказать, что изменилось, и восстановить первоначальное расположение картинок.
Опубликовано:
19.04.2022
В дошкольном возрасте процесс развития речи происходит бурно и непрерывно. Это происходит как во время нахождения ребенка в детском саду, так и при общении с взрослыми дома. Родители могут это делать ненавязчиво в процессе повседневной жизни. Играть в словесные игры можно по дороге в детский сад, стоя в очереди или во время поездки в транспорте.
📎 Примеры наиболее известных и
популярных словесных игр.
Вы
называете слово, задача ребенка - назвать в ответ слово, противоположное по
значению. Примеры: холодный - горячий, добрый - злой, высокий - низкий и т. д.
В
этой словесной игре надо по очереди подбирать определения к выбранному слову.
Например, какой бывает собака (домашней, злой, породистой и т. д.)
Эта
словесная игра противоположная предыдущей. В ней надо называть, что может иметь
данное определение. Например, что может быть теплым: теплая одежда, теплая
погода, теплый чай и т. д.
В
данной словесной игре участники должны придумывать новые слова, соединяя уже
существующие. При этом надо не просто придумать новое слово, но и объяснить его
значение. Например, арбудыня – это такой фрукт, в котором чередуются арбузные и
дынные кусочки.
В этой словесной игре надо сочинять стихи на заранее заданные рифмы. Например, попробуйте вместе с ребенком сочинить стишок с рифмой корона – ворона. У нас получился вот такой стих: Птица важная ворона,
К лицу была бы ей корона.
Прежде
чем предлагать ребенку поиграть в «Буриме», надо объяснить ему, что такое рифма
и научить его находить пары рифмованных слов.
Словесная игра, в которой надо придумывать смешные, нелепые предложения, все слова в которых начинаются на одну букву. Примеры: Заяц звенел золотым звонком. Кошка купила килограмм конфет.
7. «Я знаю»
В эту игру обычно играют с мячом. Можно стучать им об пол и произносить: «Я знаю пять названий цветов: роза, ромашка, василек, тюльпан, медуница». Называть можно что угодно: города, имена и т. д.
Опубликовано: 18.05.2022
Комментариев нет:
Отправить комментарий