Логопедический массаж
помогает решать следующие задачи:
- нормализовать тонус мышц артикуляционных органов;
- улучшить кровоснабжение;
- повысить эластичность мышечных волокон,
силу и объём их сократительной функции;
- снизить гиперсаливацию (повышенное
слюнотечение);
- растянуть подъязычную уздечку.
Родители могут проводить массаж в домашних условиях. При выполнении массажа в домашних условиях ребенку должно быть комфортно. Он не должен чувствовать тревогу, важно отыскать к нему подход и отвлечь чем-то. Маленьким деткам сеансы проводят, когда они находятся в коляске или на руках у мамы. Более взрослые детки могут располагаться на спине с маленькой подушкой либо валиком под шеей или в кресле с подголовником.
Со временем дети привыкают к манипуляциям
и воспринимают их спокойно.
Процедуру можно проводить не ранее, чем
спустя два часа после еды. Предварительно нужно хорошо прополоскать рот
ребенка.
Опубликовано 10.04.25.
Совет логопеда. С чего начинать
обучение грамоте?
Ребёнок чувствителен к звуковой ткани речи, но
для того, чтобы научиться выделять в слове отдельные звуки, одной речевой
практики недостаточно. Дошкольник может освоить звуковой анализ слов только с
помощью определённого способа действия со словом – интонационного
подчёркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например,
СССон, сОООн, соННН).
Также необходимо дать ребёнку
почувствовать разницу между гласными и согласными звуками, обратить внимание на
твёрдость и мягкость согласных звуков, выделять ударный гласный звук,
определять первый и последний звук в слове. Затем можно переходить к
определению полного звукового состава слов.
Все эти задачи легко решаются с помощью
различных игр и игровых ситуаций. Главная задача любого, в том числе и
добуквенного этапа обучения грамоте – сделать для ребёнка слово, его звуковую
оболочку не только ощутимой, но и привлекательной и интересной.
После того как ребёнок научится сливать
любую согласную букву с любой гласной, можно считать, что он освоил основной
принцип чтения. Он умеет читать. Вот здесь-то и начинаются основные трудности обучения
чтению. Дело в том, что техника детского чтения ещё настолько слаба, процесс
чтения ещё так труден, что читать самостоятельно, тренироваться ребёнку не
хочется. Следовательно, перед взрослыми теперь стоят две задачи: надо, чтобы
чтение служило для удовлетворения личных интересов и нужд ребёнка, чтобы он
хотел читать, и надо облегчить ему труд по овладению техникой чтения.
Итак, ребёнок уже прочитывает слоги, а
вслед за ними – короткие слова. Не торопитесь усаживать ребёнка за книжки.
Переход от чтения отдельных слов к чтению текста должен быть специально
подготовлен. Здесь снова помогут игры: отсутствие собственно читательской
мотивации у ребёнка не будет помехой – её заменит мотивация игровая.
Опубликовано 28.01.25.
Очень активный
ребёнок
Создать
ему определенные условия жизни.
Опубликовано 06.12.24.
«Советы логопеда»
У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало. Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч. Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст. Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.
Рекомендации для
родителей по развитию речи детей 4-5 лет.
Принято выделять следующие стороны в ходе
речевого развития:
- словарный запас,
- грамматический строй речи,
- связная речь,
- речевой слух.
Словарный запас.
Обращайте особое
внимание в играх с детьми на признаки предмета - то есть на
то, какой предмет (по форме, цвету, величине, какой он на
вкус, на ощупь и пр.) и на то, как это свойство можно выразить словом. Обратите
внимание на названия детенышей животных (некоторые дети в 5
лет могут похвастаться умением называть только котёнка и цыплёнка, но ведь и у
других зверушек есть детки) В совместном общении уделите внимание временам
года, названиям профессий. Объясните, кем работает мама и папа,
как называются эти профессии. В 5 лет ребенок должен это знать.
Грамматический строй
речи.
Уделите особое внимание
к ошибкам детей, так называемым "аграмматизмам" при
образовании множественного числа (игра "Один-много": это - дерево, а
это - деревья; это - ухо, а это - уши) и при
образовании Родительного падежа множественного числа (игра "Чего не
стало?": были деревья - не стало деревьев, были платья - не стало
платьев). Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему
правильный речевой образец, или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые
будет допускать ребенок в школе.
Связная речь.
Потренируйтесь
составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок (достаточно
взять 2-3 простые картинки), предложив перед этим ребенку подумать и разложить
их в нужной последовательности слева направо.
Речевой слух.
В 4-5 лет ребенок должен уметь выделять
первый гласный звук в слове (многие дети справляются и с
выделением согласного), находить в какой из картинок
"спрятался" заданный звук. Обратите внимание, что о буквах
речь пока не идет, первоначально дается представление о "звуке". Из
звуков состоят слова, которые мы слышим, буква - это знак, обозначающий звук.
Каждый звук можно услышать, а вот букву Ъ услышать трудно. Помните, что от
владения этими умениями зависит насколько быстро и легко ваш ребенок в
дальнейшем научится читать, а затем перейдёт к безошибочной речи.
Опубликовано 22.11.24.
Как развивать словарь дошкольника
Для развития речи и, в частности,
словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком. От этого зависит
объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника. Поэтому родителям
необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями и их названиями.
Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в
которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов
ребенком. Активный образ жизни семьи представляет благодатный материал
для развития словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк, лес, музей, поездки в
другие города с другим климатом, флорой и фауной вызывают яркие впечатления.
В
случаях, когда развитие ребенка протекает в стесненных условиях при наличии речевой
патологии, усвоение словаря в достаточном объеме является серьезной проблемой.
Для того, чтобы помочь ребенку решить данную проблему, родители должны оказать
полноценную помощь.
В
норме, в период от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев словарь ребенка
насчитывает около 100 слов; в 2 года – 300 – 400 слов; в 3 года 1000 – 1300
слов; в 4 года – 1600 слов; в 5 – 7 лет – до 3000 слов.
Темп
развития словаря дошкольника зависит от того, насколько родители уделяют
внимание общению с ребенком, объяснению жизненных явлений,
организации развивающей среды. Поиграйте с детьми в игру:
Игра «Бывает – не
бывает»
Взрослый произносит предложение, в котором
умышленно допускает ошибку. Ребенок должен найти неверное слово и заменить его
словом с противоположным значением.
- Мы замерзли у костра.
(Согрелись);
- Весной грачи улетают в теплые края. (Осенью);
- На плите замораживают продукты,
а в холодильнике разогревают.
- Мой папа ниже меня, потому что я
еще маленький.
Опубликовано 04.10.24.
Речевые игры
Развивать речь необходимо в игровой форме и делать это
можно где угодно, не затрачивая на это много времени. Например: по дороге
домой, в магазин, детский сад, на кухне при приготовлении еды, на даче, в
транспорте и т.д.
При работе по развитию речи можно использовать следующие
игры:
Игра
«Отгадай, на что я смотрю? »
Ребёнок (или родитель) по дороге в детский сад находит
предметдля описания и, не называя его, описывает его признаки, его
предназначение, а родитель (или ребёнок) отгадывает предмет.
Игра
«К чему относится?»
Взрослый называет какой-либо предмет, а ребенок называет
обобщающее понятие, к которому этот предмет относится.
Например:
заяц – животное, карась – рыба, диван – мебель и т.д.
Игра
«Потому и почему»
Цель игры - научить детей задавать вопрос: «Почему?» и
отвечать на него, используя союз « …потому что ».
Игра
«Назови лишний предмет»
Вы называете ребенку серию обобщающих слов, среди которых
Находится
одно, не подходящее данному понятию. Ребенок называет лишнее слово.
Игра
«Бывает – не бывает»
Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания
словами «бывает – не бывает», например: весной созревают яблоки.
Игра
«Отгадай слово».
Предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали,
пользуясь
подсказками, например: круглое, румяное, красное (яблоко)
Игра
«Скажи наоборот».
Вы называете ребенку прилагательное или глагол, ребенок
подбирает
противоположное
по смыслу слово. Пример: старый – молодой, стоит – идёт и т.д.
Игра
«Кто больше придумает слов»
Вы называете ребенку предмет, ребёнок придумывает к нему
слова– прилагательные. Пример: дом – кирпичный, высокий, крепкий и т.д. Затем
вы меняетесь ролями: ребенок называет слово, вы подбираете
Наряду с речевыми играми обязательно также развивать у
детей навыки: в пересказе текстов, рассказывании сказок, составлении
описательных и повествовательных рассказов, в отгадывании загадок,
выразительном рассказывании стихов.
Мышление – это внутренняя речь. И от того как происходит
развитие речи, зависит развитие мышления
Опубликовано 12.08.24.
Развитие фонематического слуха у детей
Овладеть грамотой или
письмом в полной мере ребенок может в том случае, если он умеет слышать и
различать звуки в потоке речи. В противном случае, при письме на слух он будет
пропускать или переставлять буквы. Вот почему так важно на протяжении всех
дошкольных лет уделять развитию речи и фонематического слуха ребенка, такое большое
внимание.
Работа по развитию
фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков и постепенно
охватывает все звуки речи. После того, как дети научились различать неречевые
звуки, переходим к звукам речевым. Эти звуки мы слышим и произносим. Звуки
бывают гласные – это звуки, которые поются (голосят, гласят).
Гласные звуки обозначаются красным цветом. Согласные звуки -
это звуки, при произнесении которых встречают преграду: губы, зубы или язык
(произносим звук «Б»- мешают губы). Они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с
которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма). Поэтому эти звуки и
назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Твѐрдые согласные обозначаются синим цветом, мягкие
согласные - зеленым цветом.
Опубликовано 22.07.2024.
Учите ребенка играть
Что же делать, чтобы ребенок рос
полноценной личностью и стремился к получению знаний?
Ответ очень прост: играть. Наблюдение за
игровой деятельностью ребенка важно для познавательного развития ребенка и
подготовке его к школе. Стараясь не мешать ребенку, не подавляя его инициативы,
следует понаблюдать за ним, чтобы тактично помочь ему осознать и обогатить его
деятельность, организовать занятия, направить их в нужное русло умственного
развития. Учите ребенка играть — сначала просто оперировать предметами,
подражая реальным действиям, их логике и последовательности. Следующий шаг
можно делать, когда ребенок уже умеет самостоятельно действовать, разыгрывать
целые сюжеты, основная цель которых — отражение видения ребенком отношений
между другими людьми: семейных, деловых и т. д. На этом этапе игрового развития
ребенка действия уже могут стать чисто символическими, а реальные предметы —
заменяться другими, с помощью которых можно изобразить нужное действие. Пройдя
весь этот игровой путь, ребенок приобретет очень многое, значительно
продвинувшись в своем развитии, он получит необходимые знания об окружающих его
предметах, явлениях, человеческих отношениях, что будет способствовать развитию
мышления и воображения.
Опубликовано 06.05.24.
Логопед рекомендует
Все родители ходят, чтобы у их детей была развитая правильная речь.
Не нужно надеяться, что ребёнок научится делать
это самостоятельно. Уделите несколько минут в день речевому развитию своего
малыша.
Чтобы увлечь ребёнка занятием по развитию речи,
необязательно усаживать его за стол и создавать атмосферу урока, просто постарайтесь
соединить развитие речи и игру. Усвоение
знаний детьми происходит значительно быстрее именно в игре, а дети, увлеченные
замыслом игры, не замечают того, что они учатся.Существует много игр, в
которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в
транспорте. Можно задавать ребёнку вопросы и задания при ежедневной работе по
дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, они потом во
много раз окупятся! Давайте посмотрим вокруг себя и
начнём!
Любой предмет может стать объектом для развития
речи, например ЯБЛОКО. Для начала устройте соревнование "Кто больше
подберёт слов". Необходимо называть слова, описывая этот фрукт. Яблоко -
круглое, красное, большое, блестящее, спелое, сладкое, сочное, спелое и т. д.
Тот, кто придумал следующее слово - съедает кусочек яблока.
Следующая игра с тем же яблоком - "Вспомни
сказку или мультфильм". В каких сказках или мультфильмах упоминаются
яблоки? - "Гуси-лебеди", "Белоснежка и семь гномов",
"Мешок яблок", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Если у вас имеется несколько яблок,
самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой. В этом
поможет игра "Сравни два яблока" - одно яблоко жёлтое, а другое -
красное; одно сладкое, а другое - кислое; у одного коричневые семечки, а у
второго - белые; одно большое, а второе маленькое и т. д. Можно сравнить два
разных фрукта (яблоко и грушу).
Опубликовано 23.04.24.
Речевые игры для детей
5-6 лет
«Подбери словечко»
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным. В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"… (мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно.
«Кто кого обгонит?»
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.Показываем ребенку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"
-Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).
-Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).
-Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).
-Мотоцикл и велосипед…
(Мотоцикл обгонит велосипед).
Опубликовано 19.03.24.
Учите детей нас не перебивать!
У детей обычно много всего происходит. Зачастую их просто распирает сказать что-то и они бегут прямо ко мне, чтобы рассказать, что у них на уме независимо от того, разговариваю ли я уже с кем-то. Так они привыкли.Это было до того, как я увидела этот действительно гениальный метод у моей подруги.
Я болтала с ней однажды, когда ее (тогда 3-летний) сын хотел что-то сказать. Вместо того, чтобы прервать наш разговор, он просто положил свою руку на ее запястье и стал ждать. Моя подруга положила свою руку поверх его, чтобы дать ему знак, и мы продолжили общаться.После того, как она закончила свой разговор, она повернулась к нему. Я была в восторге! Так просто. Так нежно. Так уважительно как для ребенка, так и для взрослого. Ее сыну нужно было подождать несколько секунд, пока мама закончит свое предложение, после чего она обратила все свое внимание на него.
Мы с мужем сразу взяли эту технику на вооружение. Мы объяснили детям, что если они хотят поговорить, а кто-то уже разговаривает, они должны положить свои руки на наши запястья и подождать.Потребовалось немного практики и несколько легких нажатий на наши собственные запястья, как нежные напоминания, но я рада, что дети перестали нас перебивать!
Развиваем пальчики у детей.
Поиграйте с детьми в игру «Поможем Маше сварить обед».
-Решила Маша обед
Мишке сварить. Взяла фасоль (горох). Давайте поможем Маше её перебрать (Брать
фасоль двумя пальцами, чередуя: большой – указательный, большой – средний,
большой – безымянный, большой – мизинец) Вот и сварили кашу.
Индивидуальная
работа в логопедической группе
Индивидуальная работа составляет существенную часть деятельности логопеда в течение каждого
рабочего дня недели в целом. Она направлена на осуществление коррекции
индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития
воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. План
логокоррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты
ребёнка с ОНР (сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования
(январь). В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы,
которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и
пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР. Это позволяет повысить
эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в
обучении и воспитании.
При планировании индивидуальных занятий учитываются
возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные
особенности.
Коррекционно – логопедическая работа осуществляется
систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на
индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями,
специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы
оформляется индивидуальная тетрадь. В
неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных
на занятиях.
Опубликовано 25.12.23.
Развитие речи у детей дошкольного возраста
Родители должны всегда помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему рассказывать свое мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развита. Самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении. В школе такого ребенка могут дразнить, что очень тяжело отражается на его психике. Дети, плохо говорящие, довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми, нерешительными, и в результате начинают развиваться комплексы, снижается успеваемость, появляется неуверенность в себе. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной.
Очень важным
фактором для развития речи является полноценный слух. На звуки ребенок начинает
реагировать с момента рождения. Потом ребенок начинает прислушиваться к голосу
взрослых и реагировать на него. (Вначале это просто расширение зрачков на слух,
задержка дыхания, какие-то движения). Именно с помощью (звука) слуха малыш
воспринимает речь окружающих и, что очень важно, контролирует свое
произношение. Человек обладает свойством очень точно различать звуки
человеческой речь, но совсем маленький ребенок воспринимает слова еще нечетко,
поэтому часто произносит неправильные слова, смешивая одну фонему с другой.
Необходимо постоянно поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не
стало привычкой, которую впоследствии будет довольно трудно преодолеть.
Опубликовано
08.11.23
Ира на классификацию. «Посуда»,
«Продукты питания», «Мебель», «Одежда», «Инструменты», «Игрушки»
Материал.
Маленькие карточки.
Ход:
Перед
игрой договариваются, кто какие
будет собирать карточки (посуда, мебель…). Карточки выкладываются на столе
изображением вниз. Игроки по очереди открывают их. Если картинка подходящая,
игрок должен её назвать, чётко выговаривая звуки. Ненужную картинку игрок
кладёт вниз, не называя её. Выигрывает
тот, кто первым соберёт 8 картинок по заданной теме.
Опубликовано 23.10.2023
Консультация «Учимся правильно дышать»
Рекомендуются следующие упражнения
- Выберите удобную позу, положите одну руку на живот, другую –сбоку на
нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (живот
выпячивается вперёд, и расширяется нижняя часть грудной клетки) Затем
произведите свободный, плавный выдох.
- Произведите короткий вдох через нос, задержите на 2-3 секунды, затем
произведите протяжный, плавный выдох через рот.
- Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном выдохе
произнесите один из гласных звуков (а, о, у…), несколько звуков:
ааааааооооо ааааауууууу…
- Произведите счёт на одном выдохе до 3-5 (10-15) произведите обратный
счёт (10, 9…)
- Попросите ребёнка повторить за вами пословицы, поговорки на одном
выдохе.
Капля и камень долбит.
Правой рукой строят -левой
ломают…
Прочитайте р.н. сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на
паузах.
Игры «Чей пароход лучше
гудит», (дуют в стеклянный пузырёк); «Капитаны» (опускают в таз с водой
бумажные кораблики); способствуют развитию речевого дыхания свистульки,
дудочки, надувание шариков, игрушек…
Опубликовано 14.09.2023.
Поиграйте дома.
«Угостим куклу Катю»
Цель:
совершенствование навыка словообразования и употребления относительных
прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и
падеже.
Материал: картинки-стаканы, фишки.
Ход:
У детей на столах картонные
пластинки в форме стаканов, на них наклеены картинки с изображением фруктов,
овощей. Вопрос: «Каким соком угостим Катю?». Дети, ориентируясь на свою
картинку, включают в предложение прилагательные.
«Четвёртый лишний»
Цель: развивать у детей логическое мышление, внимание, речь
Материал. Маленькие карточки.
Ход:
Перед игроком раскладывается по 4 карточки,
одна из картинок не подходит по теме к остальным трём, например: 3цветка и 1
ягода. Играющий должен назвать все картинки и исключит лишнюю, объясняя свой
выбор.
Словесные игры и упражнения для активизации
речевого развития детей
Предлагаем вашему вниманию словесные игры и упражнения, которые способствуют активизации речевого развития детей. В упрощенном варианте вы сможете использовать эти игры дома.
«Любопытный»
На любой вопрос с помощью микрофона отвечайте
быстро, только словами, начинающимися со звука М.
·
Как вас зовут? (Марина, Миша и.т.д.).
·
Как называется город, в котором вы родились?
(Москва, Мурманск …).
·
Кем вы работаете? (Менеджером, маляром и т.д.).
·
Какое у вас хобби? (Медленные танцы, макияж…)
·
Назовите ваше любимое блюдо. (Макароны, манная
каша…)
·
Какой у вас любимый напиток? (Морс, малиновый
сок…)
·
Назовите месяц, в который вы бы хотели поехать в
отпуск. (Март, май).
·
Какие вывески на звук М вы встречали в городе?
(«Морозко», «Метелица»).
«Что бывает?»
К исходному прилагательному подобрать согласованное с ним в роде, числе и
падеже существительное:
Зимняя –
Домашнее –
Грустные –
Настоящий –
Железные –
Полезное –
«Придумать
рассказ»
Необходимо придумать рассказ, в котором все слова начинались бы на
определенный звук. Например, на звук П.
Папа пришел поздно. Поцеловал
Павлика, погладил по плечу Петю. Подумал, попробовал пирог. Поужинал. Поднялся,
постелил постель, потянулся. Присел, поправил подушку, прилег.
«Отгадай
предмет по названию его частей».
1.
Кузов, руль, колеса –
2.
Крышка, стенки, дно, ручки –
«Отгадай
название предмета по его признакам»
3.
Овощ, круглый, красный, вкусный –
4.
Круглый, большой, полосатый, внутри красный –
5.
Одежда, меховая, теплая, длинная –
«Объяснить
значение слов».
Зачем нужна иголка? Бантики? Молоток? Коляска? Лестница?
Опубликовано 22.05.2023.
Консультация "Что нужно знать перед школой?"
Больше занимайтесь с
ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е.
фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение
свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать»
четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».
Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 —
количественный и порядковый. Время от времени повторяйте с ребенком выученные
стихи. Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.
Опубликовано 10.04.2023
Консультация
«РЕЧЕВОЙ НЕГАТИВИЗМ»⠀
⠀ Сегодня поговорим о речевом негативизме - явлении, при котором речевой контакт с ребенком затруднен или невозможен.⠀
⠀ Обычно ситуация
развивается примерно одинаково: в 2-3 года родители начинают замечать, что
ребенок отстает от сверстников в речевом развитии. Вроде все понимает, играет в
игры, соответствующие возрасту, но речь явно запаздывает.⠀
⠀ В детском саду воспитатели тоже постоянно говорят о том, что ребенок плохо говорит. В основном использует жесты, мимику, «объясняет на пальцах», - железный аргумент родителей (иногда и педагогов).⠀А если он ленится, то мы будем упорно заниматься и изгонять эту лень.И теперь, каждый день ответственные родители начинают заниматься:⠀
-Читают сказки⠀
-Рассматривают картинки в книгах и все
подробно объясняют⠀
-Каждый раз когда ребенок подходит с
просьбой, настойчиво повторяют: «Скажи!!»⠀
-Все родные, видя проблему ребенка,
пытаются помочь и все время просят ребенка: «Повтори, как я!!!» ⠀
-Увеличивают речевую (и эмоциональную)
нагрузку на ребенка. На прогулке, дома, в гостях, в саду говорят и говорят... Описывают погоду, природу... и
ждут...⠀
⠀А ребенок тем временем выдает им совершенно другую реакцию:⠀
-Закрывает уши, когда ему читают.⠀
-Проявляет агрессию к взрослым и к
книгам. Закрывает читающему рот, кидает книжки.⠀
-При любых намеках на речевое задание
убегает, плачет.⠀
-Замыкается, не отвечает на вопросы даже
привычным способом.⠀
-Начинает отстраняться от сверстников,
чувствуя свою неполноценность. Или проявляет агрессию по той же причине.⠀
⠀ Со временем это
не проходит. К 5-6 годам клубок проблем уже будет слишком поздно разматывать.⠀
Что нужно делать? ⠀
-Обратиться к неврологу, либо к
психиатру.
-Посетить логопеда и психолога.⠀
-Руководствоваться рекомендациями
специалистов.
-Если ребенок занимается с
логопедом-присутствовать с ним и отрабатывать дома.⠀
-Говорить с ребенком кратко, понятно:
предложениями не более 2-3 слов.⠀
-Играть в веселые речевые игры с
движениями.
-Не настаивать на речевом повторении. ⠀
-Исключить электронную речь.
Опубликовано 27.03.23.
«Су – Джок массажёры в коррекции речи».
Уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно тренировка пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовки кисти рук к письму, и что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом. Для этого можно……
Речевые
нарушения самостоятельно не исчезают, необходима ежедневная, кропотливая работа
по преодолению нарушений речи.
«Су-джок» -
корейская методика. «Су» - по-корейски кисть, «Джок» - стопа.
Основоположником
су-джок терапии стал профессор из Южной Кореи Пак ЧжеВу. Изучая в студенческие
годы восточную медицину, профессор заметил, что кисть нашей руки очень
напоминает строение человека.
И если вы
рассмотрите свою кисть, то вы согласитесь: у тела имеются голова и две пары
конечностей. На руке вы увидите тоже 5 выступающих частей.
В результате
тщательного изучения и анализа, доктор разработал новую лечебную методику,
которую до этого никто не использовал.
Человеческая
стопа и кисть обладает огромным количеством рецепторных полей, которые связаны
с различными частями тела.
При определенном
заболевании на них образуются болезненные точки, связанные с заболевшим
органом. Находя эти болезненные точки, можно помочь органу справиться с
заболеванием, стимулируя их массажем или надавливанием.
Опубликовано
20.02.2023.
Как
организовать логопедические занятия дома?
Рекомендации
для родителей
Итак,
вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком. Прежде чем начать
занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.
·Большое
настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им
упражнений артикуляционной гимнастики.
·«Лото» различной
тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т. п.).
·Хорошо также
приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных
животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т. д.
·Разрезные
картинки из двух и более частей.
·Вашим хобби до
окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать
коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе
подготовки к занятиям.
·Для развития
мелкой моторики приобретите: пластилин и другие материалы для лепки,
конструктор, шнуровки, счетные палочки или спички и т. д.
·Тетрадь или
альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.
Основная трудность для родителей – нежелание
ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша.
Важно помнить, что основная деятельность детей - игровая.
1.
Все занятия должны строиться по правилам игры!
2.
Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-20 минут!
3.
Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует!
4.
Знакомьте ребенка с детской литературой, больше читайте и обсуждайте
прочитанное!
5.
Пользуйтесь наглядным материалом!
6.
Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших
губ, запоминает их.
Опубликовано 09. 01. 2023.
Так как же понять: малыш больше левша или правша?
Сейчас речь
идёт о руке!!! И это важно. Левшество ещё отдельно определяется по уху, глазу и
ноге. Но это - совсем другая история.
Итак,
- перед каждым приёмом пищи класть прибор ПО СЕРЕДИНЕ тарелки;
- подмечать, какой рукой ребёнок взял прибор (даже если
потом переложил в другую руку);
- фиксировать на листочке именно ту руку, которая
первой потянулась к прибору;
- через неделю ежедневной 3-х разовой фиксации -
посчитать: в какой графе больше «галочек».
Мозг ребёнка до 5,5-6 лет ещё будет определяться с правшеством/левшеством. Нам, взрослым, необходимо это определить, чтобы НЕ НАРУШАТЬ внутренний процесс развития мозга. НЕ НАРУШАТЬ!
Переученным, а зачастую и «сломанным» левшам живётся
сложнее. Это как грести против течения. Надо ли такую участь ребёнку?
Опубликовано 09.12.22.
Игра «СЛОВОВЕДЫ»
Восстановите
пословицы вместе с детьми.
Начало |
Окончание |
Век живи, Дареному коню Как аукнется, Любишь кататься, Не зная броду, Чем дальше в лес, Делу время – Поспешишь – Семь раз отмерь, В гостях хорошо, |
а дома лучше. век учись. в зубы не смотрят. не суйся в воду. тем больше дров. так и откликнется. люби и саночки возить. потехе час. людей насмешишь. один раз отрежь. |
Опубликовано
17.11.22.
«Как помочь ребенку заговорить?»
Речь формируется до 5 лет. В этом возрасте
ребенок должен разговаривать, почти как взрослый. Как родителям помочь малышу
заговорить? Что нужно ребенку для развития речи? Чтобы речь
появилась, обязательно необходим фундамент:
*
ребенок должен понимать инструкцию: «дай мне мяч», «принеси книгу»;
* использовать лепет: «па-па-па»,
«да-да-да»;
*
общаться жестами: указательный жест, жест просьбы – «дай-дай», жест прощания –
«пока-пока»;
* правильно жевать и глотать.
Кроме того, у
ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства
общения. Для этого необходимы:
*
желание ребенка общаться со взрослым;
* желание взрослого общаться с ребенком;
* ситуация, когда взрослый
доброжелательно реагирует на инициативы ребенка, но иногда не понимает или
делает вид, что не понимает, что именно ребенок просит.
Что могут
сделать родители для запуска речи у ребенка?
1. Формируйте указательный жест.
2. Учите ребенка кивать головой как ответ «да»
и махать головой как ответ «нет».
3. Важное умение для речи – научиться
соблюдать очередность: научите малыша по очереди стучать ложками, бросать
мячик, строить башню из кубиков; говорите по очереди: говорит папа – пауза –
говорит мама.
4. Используйте простые и понятные слова.
Например, идет кот: «мяу-мяу», «топ-топ»
5. Говорите с ребенком громко, медленно и
четко, убрав «слова-шумы»: «Дай мне мяч!» вместо «Ой, Ванечка, дай маме,
пожалуйста, вот этот синенький маленький мячик!»
6. Говорите эмоционально – интонацию и мимику ребенок считывает лучше смысла слов.
7. Проговаривайте и озвучивайте все
действия ребенка, комментируйте все, что с ним происходит, повторяйте, что он
произносит.
8. Стройте диалог с ребенком, даже если он еще
не говорит – задавайте вопрос и делайте паузу – смотрите в глаза.
9. Читайте много раз одни и те же
сказки, стихи.
10. Катайте ребенка на качелях,
каруселях, крутите на гамаке, чаще ходите на детскую площадку. Доказано, что
развитие вестибулярной системы способствует интеллектуальному развитию.
Опубликовано 18 .10. 2022.
Примерные игры (для детей от 3 от 4
лет) по развитию фонематического
восприятия на материале речевых звуков:
1. Игры на знакомство с понятием «звук» и органами
артикуляционного аппарата. Люди умеют издавать (произносить) разные звуки.
Например, девочка плачет: «ААА…».
2. Игры на различение изолированных согласных звуков
по звонкости - глухости. Например, взрослый предлагает ребенку послушать звук
[ССС], обращает внимание, что он похож на свист водички в кране. Потом
послушать звук [ЗЗЗ], обращает внимание, что он похож на пение комарика. Затем
взрослый произносит то звук [З], то звук [С] и просит ребенка угадать, кого или
что он слышит сейчас, комарика или водичку? То же и с другими парами.
3. Игры «Повтори, не ошибись!» на повторение серий
слогов с общими гласными и разными согласными звуками. Сначала из двух, а к
концу года из трех слогов: ба-да, фа-ха, и т.п. (аналогично с гласными у, о,
ы).
4. Игры, направленные на различение правильно и
неправильно произносимых слов. Малышу предлагается хлопнуть, когда он услышит
правильно произнесенное слово, например: банан, баван, канан, банан, банат,
банан.
5. Игры на умение слышать и различать звуки в словах.
Ребенку предлагается хлопнуть или произвести какое-либо другое действие, если
он услышит в слове: рычание собаки (РРР) ‒ракета, дома, окно, картофель.
Опубликовано 06.09.2022
Игры для детей от 2 до 3 лет.
Примерные игры
по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей от 2 до 3 лет.
1. Игры на
узнавание и различение звуков окружающего мира и специально производимых
взрослыми. Сначала проводятся игры на узнавание неречевых звуков. Это игры типа
«Что звучало?».
Содержание игры:
на столе лежат предметы: карандаш, ножницы, лист бумаги, чашка с водой, пустая
чашка. Малышу без зрительной опоры предлагается определить, что он услышит, и
рассказать о действиях взрослого. (Взрослый режет бумагу ножницами, рвёт её,
стучит карандашом о чашку и т.д.).
2. Игры на
различение звуков по силе (громко - тихо). Это игры типа, «Какие часы тикают?»
Содержание игры:
взрослый предлагает ребенку послушать, как тикают большие часы, громко
произнося: «Тик-так», а затем как тикают маленькие, тихо произнося: «Тик-так».
3. Игры на
определение направления звука. Это игры типа «Угадай, где стучит (звенит)?».
Например, мобильный телефон, на который производится звонок с другого телефона
(заведенный будильник и т. д.) прячется в разных легкодоступных местах. Ребенок
отгадывает, откуда исходит звук.
4.Игры на
узнавание знакомых людей по голосу, животных и птиц по звукоподражаниям. Это
игры типа «Кто позвал?», «Кто в гости пришел?».
Опубликовано:10.08.2022
Вкусные логопедические игры
Предлагаем веселые артикуляционные
упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием,
потому что все упражнения делаются со сладостями!
1.Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.
2.Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через
вытянутые в трубочку губы.
3.Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть
рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!
4.Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на
языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
5.Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью
кончика языка.
6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.
7.Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в
вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.
8.Удержи
шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в «чашке».
9.Пооблизывай
чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.
Опубликовано:21.03.2022
Развиваем
пальчики – стимулируем речевое развитие
Развивая тонкую моторику, Вы не
только продвинете развитие своего ребёнка вперёд, но и сможете быстрее
преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребёнка.
Игры
и упражнения для домашних занятий:
·
С сынишкой можно провести игру –
соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие
болтики или гайки в два разных контейнера.
·
Выкладывайте с ребёнком узоры из гороха,
фасоли. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
·
Учите ребёнка застёгивать и расстёгивать
пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
·
Игры с пальчиками или пальчиковая
гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребёнок
стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более чёткой и
выразительной.
Опубликовано: 18.03.2022
Консультация для родителей
«Как читать вслух?»
Существуют правила, которые сделают
чтение вслух привлекательным для ребенка:
·
Демонстрируйте ребенку уважение к
книге. Ребенок должен знать, что книга – это не игрушка, не крышка для
кукольного домика, не повозка, которую можно возить по комнате, не альбом для
раскрашивания… Приучайте детей аккуратно и бережно обращаться с книгой.
Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно
переворачивать страницы. После рассматривания или прочтения убирайте книгу на
место.
·
Во время чтения сохраняйте
зрительный контакт с ребенком. Взрослый во время чтения или рассказывания
должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо,
наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления
чувств дополняют и усиливают впечатления от прочитанного.
·
Играйте голосом: читайте, то
быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста.
Читая малышам, стихи и сказки, старайтесь передавать голосом характер
персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не перебарщивайте.
·
Сокращайте текст, если он слишком
длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребенок все равно
перестает воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. Конечно, для
этого родителям надо заранее ознакомиться с книгой. Если вы читаете ребенку на
ночь, следите за тем, чтобы у истории был счастливый конец.
·
Читайте книги всегда, когда ребенок
хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него –
нет.
·
Читайте малышу вслух каждый день,
сделайте из этого семейный ритуал.
·
С самого раннего детства ребенку
необходимо подбирать его личную библиотеку. Регулярно ходите с ребенком в
книжный магазин или библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то,
что интересует детей, что им понятно. Отведите дома уголок для ремонта книг.
Оборудование для ремонта: бумага, клей, скотч, ножницы. Найдите время и
помогите ребенку чинить книги.
Опубликовано:
18.04.2022
📌Зачем нужна консультация логопеда
родителям?
Во-вторых,
важно, чтобы члены семьи правильно понимали, что происходит с ребенком, умели
заниматься дома и помогать развитию речи.
▪Объяснит,
каков уровень речевого развития у ребенка, соответствует ли он возрастным
нормам.
Консультация
Вашему
ребенку не дается устранить дефект дикции?
В поисках уздечки...Мы можем поднимать, высовывать и убирать язык, благодаря тонкой пленочке – уздечке языка. Она соединяет язык и дно ротовой полости.
Опубликовано: 18.05.2022
Комментариев нет:
Отправить комментарий