Как привить ребенку любовь к чтению?
Сегодня, когда наши
дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, т. к.
неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость будущего
первоклассника, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с
удовольствием читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно
вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А ведь это неверно. В этот
период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать
проблемные ситуации.
Потребность в чтении
не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного
общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается
годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих
родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли
ребенок видит родителей с книгой? Как правило, читать любят дети читающих
родителей. Об этом необходимо помнить. И если Вы все-таки хотите вырастить из
своего ребенка читателя, воспользуйтесь некоторыми советами:
• Читайте книги
ребенку регулярно. Пусть чтение станет для вас постоянной традицией. Даже если
у вас совсем нет времени, прочитайте хоть пару страничек. Но обязательно каждый
день! Обсуждайте вместе с ребенком прочитанное. Это совместное чтение и
обсуждение, научит вашего ребенка мыслить логически, рассуждать, анализировать,
выбирать главное, и четко формулировать мысли!
• Обязательно при
ребенке читайте сами. Ведь ваш личный пример – лучший способ заинтересовать
малыша. Ребенок подобен губке, впитывает то, что видит. Если он видит, что мама
и папа читают книги, то это становится для него как бы обыденным явлением.
Читают родители – читает ребенок.
• Показывайте, что вы
цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
• Уже после того, как
ваш ребенок стал самостоятельно складывать буквы в слоги и слова, пройдет еще
немало времени, пока он овладеет беглым чтением, поэтому не нужно отнекиваться,
и говорить: «Читай себе САМ, ты уже умеешь!» Он сразу вам покажет, что не умеет
читать, и не хочет уметь!
• Умышленно
дочитывайте до самого интересного места и вдруг неожиданно вспоминайте о
необходимости срочно отойти в магазин, приготовить ужин, постирать и т.д.
Книгу, естественно оставляйте на самом видном месте. Рано или поздно ребенок
сам потянется к ней, чтоб узнать, что там дальше.
Опубликовано 17.02.25
Почему сначала звуки, а потом буквы?
Исходный
принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и
работе ребёнка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой
период обучения. Буква – это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется
безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком.
Знаки звуков также нет смысла вводить до знакомства с самими звуками. Речь идёт
не об умении ребёнка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа
слова.
Звуковой
анализ включает прежде всего умение сознательно, намеренно, произвольно
выделять звуки в слове. Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей
слова очень сложна, поэтому звуковой анализ – добуквенный этап обучения грамоте
– занимает много сил и времени. Но не следует стремиться его сократить, ведь от
этого этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.
Путь
дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это
перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Для
того, чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных
открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть
отношения звука и буквы.
Опубликовано 22.01.25.
Развитие
фонематического слуха.
Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете
ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2удара-пауза-3удара. Ребенок его
повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с
закрытыми глазами. Варианты игры: - ребенок повторяет ритмический рисунок
правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или
удары по столу); - ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами; -
ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.
Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение
звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры
можно записывать: слабый удар – короткая вертикальная черта, сильный – длинная
вертикальная черта.
Громко-тихо. Попросите ребенка произнести
гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто,
высоким голосом – низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то
сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом
разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь
ролями. Камертон. Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный
текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги
(каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога
меняется.
Узнай свой голос. Вам нужно записать на
магнитофон голоса знакомых, родных, обязательно свой голос и голос ребенка.
Прослушайте кассету вместе, важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса
близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос на кассете, к его
звучанию надо привыкнуть.
Опубликовано 09.12.24.
Запоминание
образа буквы
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И
то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего
терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний,
которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую
сможет оказать родитель ему дома.
Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы
пишем).
Показывая буквы, надо произносить не ее официальное
алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.
Например,
звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м!
Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:
-
написать букву в воздухе, на столе;
-
выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
-
написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
-
выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;
-
вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
-
вылепить из пластилина, теста;
-
написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
-
выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Опубликовано 04.09.24.
ОБУЧАЕМ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЯТ
Чему же должен
научиться ребенок, готовясь к школе? Большинство из Вас полагают, что
достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но
это большое заблуждение! Сегодня я предлагаю поговорить об обучении детей
грамоте. Что такое грамота? Это умение читать и писать. Но, очень хочется
напомнить, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к
обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой
системы языка. Поэтому, у ребенка
дошкольного возраста важно развивать фонематический слух - умение выделять и
различать речевые звуки. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в
звуки и буквы. Ведь письмо - это перевод звуков речи в буквы, а чтение - это
перевод букв в звучащую речь. Для
того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных
открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть
отношение звука и буквы. Ребенок - дошкольник может освоить
звуковой анализ только с помощью определенного способа действия со словом -
интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в
произносимом слове, например: сссон, сооон, соннн.
Способ акцентирования,
выделения звука в слове ребенку легче передать в игре. Например: Ты слышал, как
жужжат пчелы? Давай пожужжим так же: жжжжжжжж. А теперь давай поговорим на
пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так: «Давай дружжжжить. Ты где
жжживешь? А я жжживу в этом жжжилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя
пирожжжочком, пирожжженым, морожжженым». Дети с удовольствием играют в такие
игры, сначала повторяют за взрослыми, а потом и самостоятельно находят слова со
звуком Ж, выделяя и подчеркивая его «пчелиным языком».
Готовимся
к школе.
Поступление в школу - очень важный, ответственный
момент, как для ребёнка, так и для родителей.
Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь
его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность,
погруженность в игру, сменяются жизнью, наполненной множеством
требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день
ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, подчиняться
разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя,
заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять
домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе, ладить с
детьми в классе и т.д.
Самостоятельно ребёнку сложно перейти на новый для него
уровень и темп жизни. И поэтому нам, взрослым, необходимо ему помогать перед
поступлением в школу.
Многое могут сделать для него родители - первые и
самые важные его воспитатели.
Ребёнок к началу обучения в школе должен быть
психологически подготовлен. Первое, что у него должно сформироваться, это
желание идти в школу.
Во-вторых, он должен уметь взаимодействовать со
сверстниками, выполнять требования взрослого (в будущем – учителя), уметь
контролировать своё поведение.
В-третьих, он должен быть выносливым, чтобы выдерживать
нагрузку в течение урока и всего учебного дня, у него должна быть хорошая
самооценка и адекватный уровень притязаний.
И, конечно же, у него должно быть соответствующее возрасту
умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьной
программой. Если все эти показатели будут соответствовать норме, то ребёнку
будет легче адаптироваться к новым школьным условиям.
Опубликовано 02.05.24.
Советы логопеда
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с
ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того,
что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач,
поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда
включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого
ребенка важным условием личного успеха в игре.
Все эти игры
на развитие грамматического строя речи:
1. Игра «Подружи слова»
Листья падают – листопад,
снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет
– пылесос,
2. «Приготовим сок»
«Из яблок сок (какой?) - яблочный; из
груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый
сок из чего?» и т. д.
3. «Один - много»
«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор –
много чего? (помидоров)» и т.
4. «Чей, чья, чьё»
Образование притяжательных прилагательных.
«Уши собаки - (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.
Опубликовано 12.04.24.
Как интересно знакомиться
с новыми буквами
Чтобы ребёнку было интересно знакомиться с новыми буквами, сделайте с ним вместе трафарет для
тактильно-визуального запоминания. На листе бумаги формата А4 нарисуйте
большую букву, которую вы собрались изучать. Есть несколько вариантов, как
играть с таким трафаретом: вы можете выкладывать поверхность буквы
камешками, ракушками, конфетами; раскрашивать букву кисточкой или пальчиками;
делать пластилиновые заплатки; катать массажные мячики по контуру буквы
или чертить её на цветном песке или манной крупе. Начните обучение
чтению со знакомства с гласными буквами, а затем вводите
по одной согласной букве и подставляйте её к гласным для
образования слогов «АМ», «ЕМ», «ОН», «БА», «БЕ», «БИ» и так далее.
Не торопитесь, изучению одной буквы уделяйте один день. ⠀⠀
Опубликовано 12.03.24.
Как учить концентрации и переключению
зрительного внимания у детей.
В ходе работы по развитию способности концентрации и переключения зрительного внимания
проводятся упражнения и дидактические игры: «Кто внимательный», «Чем отличаются
картинки», «Счёт с помехой».
С целью развития зрительной памяти дошкольникам предлагаются следующие
дидактические игры: «Сложи так - же», «Чего не стало», «Что изменилось»,
упражнения:
-Детям предлагается запомнить цифровой
ряд (ряд геометрических фигур), написанный на карточке и повторить его в той же
последовательности, постепенно количество элементов ряда увеличивать, начиная с
3 – 4 и к концу обучения 7 – 9 (что соответствует объёму кратковременной
памяти).
- Дошкольникам на определённое время
предъявляется сюжетная картинка и предлагается внимательно рассмотреть её,
составить рассказ – описание, а потом запомнить всё, что изображено. Затем
показывается схожая картинка, на которой недоставало каких – то деталей или
наоборот, появлялись лишние. Эти отличия и должны уловить дети.
Скоро в школу
При недостатках зрительно-пространственного восприятия
и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи в школе возможны такие
трудности, как:
• трудности
формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушение
соотношения элементов, путание сходных по конфигурации букв, цифр.
• плохое
запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп;
угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка
букв; затруднение понимания прочитанного.
• возможно
зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.
• плохое
выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг — овал,
квадрат — ромб — прямоугольник).
Вышеизложенное позволяет говорить о важности формирования зрительного
восприятия, необходимости специальной работы с детьми, имеющими низкие
показатели по изучаемому параметру, уже с 5 лет. Профилактика обязательна для
детей с речевыми нарушениями.
Основные и наиболее часто встречающиеся причины нарушения звукопроизношения:
1.
Недостаточное
развитие движений органов
артикуляционного
аппарата;
2.
Недостаточность
сформированности
речевого или
фонематического слуха (воспроизведение и дифференцирование
звуков);
3.
У
большинства детей звук - при широко распластанном
языке, при этом выдох производится через рот по средней линии
языка.
Неправильное положение языка приводит к
искажению
произношения звуков.
4.
Трудно дается произношение 2-х, 3-х стоящих
подряд
согласных звуков. Звуки выпадают, переставляются,
взаимоуподобляются
и тому подобное. Например, «тол» (стол),
«мачик»
(мальчик), «мнемножко» (немножко).
Для профилактики и лечения этих
заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо
ежедневно проводить следующую дыхательную гимнастику:
•
Погладить
нос (боковые части носа) от кончика к переносице -
сделать вдох. На
выдохе постучать по
крыльям носа указательными
пальцами (5-6 раз).
•
Сделать
по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем -
через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
•
Сделать
вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м»,
одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
• При
вдохе оказывать сопротивление входящему
воздуху,
надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного
выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по
крыльям носа.
•
Спокойных вдох
через нос. На
выдохе одновременно с
постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».
•
Быстро
втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно
сделав резкий выдох через нос (3-4раза).
•
Во
время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно,
высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно
произнести звук [а-а-а-а] (5-6 раз).
•
Полоскать
горло 1,5%-ным раствором морской
(поваренной)
соли.
Опубликовано
22.11.23
Развиваем зрительную память
С целью развития зрительного гнозиса дошкольникам можно предложить следующие упражнения и игры: «Назвать предметы по их контурам», «Назвать недорисованные предметы», «Найти фигуру среди других», «Распределить изображения предметов по их реальной величине», «Анализ нелепых картинок», «Назвать недорисованные предметы и определить, каких именно деталей у них не хватает», «Что спрятал художник», «Что неправильно нарисовал художник».
В ходе
работы по развитию способности концентрации и переключения зрительного внимания
проводятся упражнения игры: «Кто внимательный», «Чем отличаются картинки»,
«Счёт с помехой».
С целью
развития зрительной памяти дошкольникам предлагаются следующие игры: «Сложи так
- же», «Чего не стало», «Что изменилось», упражнения:
-Детям предлагалось запомнить цифровой ряд (ряд геометрических
фигур), написанный на карточке и повторить его в той же последовательности,
постепенно количество элементов ряда увеличивать начиная с 3 – 4 и к концу
обучения достигать 7 – 9 (что соответствует объёму кратковременной памяти).
- Дошкольникам на определённое время предъявить
сюжетную картинку и предложить внимательно рассмотреть её, составить рассказ –
описание, а потом запомнить всё, что изображено. Затем показать схожую
картинку, на которой недостаёт каких – то деталей или наоборот, появлялись
лишние. Эти отличия и должны уловить дети.
Опубликовано 17.10.2023
Успешное обучение детей грамоте
В настоящее время проблема
оптимизации и повышения эффективности обучения всех категорий детей является
особенно актуальной. Следовательно и школа предъявляет более высокие требования
в подготовке детей к обучению. В последние годы значительно возросло количество
детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе.
Для общеобразовательной школы
характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по
русскому языку и чтению. Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых
актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели
превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Интерес к проблемам раннего выявления,
предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) и чтения
(дислексия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную
роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает
общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Л.С.Цветкова пишет о тесной связи трудностей
формирования и недоразвития письма у младших школьников с несформированностью
невербальных форм психических процессов, таких как зрительно – пространственные
представления, слухомоторные и оптико – моторные координации, с
несфомированностью процесса внимания, целенаправленности деятельности,
саморегуляции, контроля за действиями.
И если уже в дошкольном возрасте
какая-то из функций, имеющих прямое отношение к процессу письма, явно
«западает» то позднее это обязательно проявиться на письме в виде специфических
ошибок. Если у ребёнка к началу школьного обучения ещё не сформировался
зрительно – буквенный гнозис, то он не сможет полноценно усвоить начертания
букв и неизбежно будет путать их на письме и чтении.
Роль раннего обучения, учитывающего сензитивность
периодов в психическом развитии ребёнка
дошкольника и организация коррекционной работы с детьми, были широко
представлены в работах ведущих отечественных исследователей в области
специального образования( А.А.Венгер, В.И.Селивёрстова, А.А.Катаевой и др.).
Опубликовано 04.09.2023.
Учим буквы.
Кто сказал, что писать нужно обязательно ручкой и обязательно на бумаге? Можно писать рукой в воздухе, например: «Умный гусь», «Письмо локтями». Детям нравится писать буквы на полу, на песке, крупе, в воде. Например: «Нос в чернилах» дети, как Буратино «обмакнув нос в чернильницу» пишут носом буквы в воздухе.Для развития буквенного гнозиса использовать дидактические игры и упражнения:
-Назвать или написать буквы,
перечёркнутые дополнительными линиями.
-Определить букву в неправильном
положении.
-Дописать букву.
-Выделить буквы, наложенные друг на
друга.
- «Кто внимательнее» (перепечатать с
полотна буквы, которые состоят: из одного элемента –О,С; из двух элементов –У, Г, З и т.д.;
перепечатать с полотна буквы, которые «смотрят» -прямо (А,И,М и т.д.) вправо
(Б,В,Г и т.д.) влево, «открыты», «закрыты»).
- «Необычный конструктор»
- Отгадывание букв с закрытыми глазами
(педагог пишет буквы на спине, на ладони ребёнка)
- «Зоркие глазки» (вычёркивание заданной
буквы из текста).
- «Умные ручки» (узнавание буквы на
ощупь из разного материала).
- Лепка из пластилина, выкладывание из
палочек, спичек, гороха, бобов, верёвочек, пуговиц, мозаики, вырезание из
цветной бумаги.
Факторы для
развития речи детей
Очень важным фактором для развития
речи является полноценный слух. На звуки ребенок начинает реагировать с момента рождения. Потом ребенок начинает
прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. (Вначале это просто расширение
зрачков на слух, задержка
дыхания, какие-то движения). Именно с помощью (звука) слуха малыш воспринимает
речь окружающих и, что очень важно, контролирует свое произношение. Человек обладает свойством очень точно различать
звуки человеческой речь, но совсем маленький ребенок воспринимает слова еще нечетко,
поэтому часто произносит
неправильные слова, смешивая одну фонему с другой. Необходимо постоянно
поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой, которую впоследствии
будет довольно
трудно преодолеть.
Не менее важную роль играет зрение,
поскольку ребенок внимательно
наблюдает за движениями губ и языка говорящих, повторяет их, стараясь подражать артикуляционным
движениям. В процессе развития ребенка между
анализаторами слуховыми, зрительными и
другими возникает система условных связей, которая постоянно развивается и
укрепляется повторными связями.
Готов ли ребёнок
к школе?
Уважаемые папы и мамы! 6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время, важно его подготовить к школе. Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе. У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:
- правильно произносить все звуки языка;
-выделять
первый и последний звук в слове;
- разделять слово на слоги;
-определять, сколько слогов в слове, сколько
звуков в слове;
-придумывать слова на заданный звук;
-сливать
два названных звука слог: М+А=МА;
-повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
-определять количество слов в предложении,
учитывая и «короткие» слова — предлоги.
Опубликовано 03.04.2023
Играем
с малышами.
Поиграйте с ребенком в следующую игру.
Пусть он отвернётся, а вы подвигайте стулом, потопайте, постучите ложками или произведите любые другие звуки, а ребенок должен отгадать, что вы делаете. Можно поиграть в ловишки: у одного игрока глаза завязаны, а другой бегает по комнате с колокольчиком.
Можно завести
будильник, спрятать его и предложить ребенку определить, откуда раздается звук.
Придумывайте любые игры, лишь бы они способствовали развитию звукового восприятия.
Консультация
Лучше, если вы отложите до формирования чистой речи:
·
Изучение
иностранных языков.
Норма
в чужом языке может быть дефектом в своем (межзубное произношение свистящих
звуков — норма для английского языка, грассирующее «р» — норма во французском,
вибрация всей нёбной занавески — норма в немецком, но все это будут дефекты
для русского языка). И тогда логопед будет ставить новый звук, правильный для
русского языка, а учитель — закреплять старый (дефектный для нас), что
провоцирует столкновение психических процессов. Последствия этого могут быть
разными, но хорошими — никогда (заикание, энурез, тики и т. п.).
·
Обучение
чтению.
Если
ребенок произнесет какие-то звуки неправильно и свяжет это дефектное
произношение с буквой, то когда он научится говорить правильный звук, для
этого звука уже не будет буквы! Ведь у ребенка к этому времени сформировался
условный рефлекс «звук — буква». Для формирования рефлекса нужно было около
двадцати повторений. А для разрушения старого и формирования нового
понадобится в несколько раз больше.
Опубликовано 19.
01. 2023
Шпаргалка для родителей
от логопеда.
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух,
следует помнить:
- Наша речь состоит из предложений.
- Предложение — это законченная мысль.
- Предложения состоят из слов.
- Слова состоят из звуков.
- Звук — это то, что мы слышим и произносим.
- Буква — это то, что мы видим, читаем и пишем.
- Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше — ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
• В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о]
[и] [э] [ы].
• На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
• Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я»
«ю» «е» «ѐ».
• Шесть гласных букв — «а» «у» «о» «и» «э» «ы» —
соответствуют звукам. • Четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ѐ» — йотированные,
то есть обозначают два звука.
В случаях (после согласных) йотированные гласные буквы
обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:
«я» — [а], «ю» — [у], «е» — [э], «ѐ» — [о] (береза, мяч).
Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
-
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и
проверяются рукой, положенной на горло.
-
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не
дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
-
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит):
[б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на
слух.
-
Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]
могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и
мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ѐ» «ю» «я»).
-
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
-
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
-
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
-
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить,
что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими
согласными (кружка).
Кроме
проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать малышу.
Не забывайте о
том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время
занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.
Опубликовано 09.12.22.
Игры и упражнения для лучшего запоминания букв.
В процессе работы по развитию буквенного
гнозиса для лучшего запоминания букв предложите
детям занимательные упражнения, сказки о буквах, дорисовывание к ним
эмоциональных мордочек. Эта рисованная азбука вызывает у ребят интерес.
Дошкольник подбирает зрительный образ к букве (находит предметы, зрительно
напоминающую букву –Ф –самовар, филин).
Так – же детям предложите изобразить буквы с помощью пальцев рук –
«Пальчиковая азбука». Данные упражнения побуждают детей к творчеству, вызывает
желание конструировать свои варианты букв. Например: буква А
Пальцы указательные
Ставим под углом.
Средний – перекладиной
Ровно ляжет в нём.
Кто сказал, что писать нужно обязательно
ручкой и обязательно на бумаге? Можно писать рукой в воздухе, например: «Умный
гусь», «Носорожек», «Рыбка», «Письмо локтями». Детям нравится писать буквы на
полу, на песке, крупе, в воде. Например: «Нос в чернилах» дети, как Буратино
«обмакнув нос в чернильницу» пишут носом буквы в воздухе.
Для развития буквенного гнозиса можно
использовать дидактические игры и упражнения:
-Назвать или написать буквы,
перечёркнутые дополнительными линиями.
-Определить букву в неправильном
положении.
-Дописать букву.
-Выделить буквы, наложенные друг на
друга.
- «Кто внимательнее» (перепечатать с
полотна буквы, которые состоят: из одного элемента –О,С; из двух элементов –У, Г, З и т.д.;
перепечатать с полотна буквы, которые «смотрят» -прямо (А,И,М и т.д.) вправо
(Б,В,Г и т.д.) влево, «открыты», «закрыты»).
- Отгадывание букв с закрытыми глазами
(пишите буквы на спине, на ладони ребёнка)
- «Зоркие глазки» (вычёркивание заданной
буквы из текста).
- «Умные ручки» (узнавание буквы на
ощупь из разного материала).
- Лепка из пластилина, выкладывание из
палочек, спичек, гороха, бобов, верёвочек, пуговиц, мозаики, вырезание из
цветной бумаги.
Опубликовано
25.11.22.
Развитие навыков
звуко-буквенного анализа у детей
старшего
дошкольного
возраста .
На этапе подготовки к школьному обучению дошкольникам важно овладеть такими операциями, как звуковой анализ и синтез. Это необходимо для полноценного формирования навыков чтения и письма в будущем. Как показывает практика, само по себе знание букв не исключает серьезных затруднений в процессе обучения грамоте, даже у дошкольников с нормальным речевым развитием. Тем более, ситуация усложняется у детей с ТНР. Основные причины подобного явления у таких детей — нарушение фонематического восприятия, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез – это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета и его признаков, полученных в процессе анализа. Звуковой анализ – это определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твёрдый – мягкий). Для чего нам нужен звуковой анализ? Звуковой анализ лежит в основе процесса письма. При обучении письму и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован недостаточно, то дети будут писать с ошибками, например: вместо «страна» – «сана», «тана» и т.п.
Опубликовано
26.09.2022.
Игра «Найди место звука в слове»
Цель.
Упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Оборудование.
Карточка со схемой расположения места звука в словах.
Ход
игры: ребенок получает карточку. Взрослый
показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале
слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во
вторую клеточку. Если звук в конце слова,
фишку ставят в третью клеточку.
Победил тот, кто не допустил ошибок.
Опубликовано: 18.04.2022
Комментариев нет:
Отправить комментарий